Letters (Issues 1-8)
919. О слове чадо и о кресте над разрешаемом. Целительные грязи
Милость Божия буди с вами!
Поздравляю с постом!
Даруй вам Господи провесть его постнически и. духовно, в покаянии и сокрушении.
Мне не противно получать письма от вас и отвечать вам, только вопросы ваши не всегда мне под силу, потому что я не имел никакой практики, а вопросы ваши все практичные. Вот и в последнем письме спрашиваете о слове чадо при исповеди и о кресте над разрешаемым. - Об этом надо спрашивать духовников старейших и благоговейных, которые много видели и слышали. Скажу однако же что думаю: надо действовать так, как показано в чине исповедания: ибо он написан для всех. Если впрочем слово чадо иной раз смущает, говорите: рабе Божий. Что касается до креста, то его не отложно следует полагать: ибо во имя и в силу его дается и действенно бывает разрешение.
Вы пишете: "работаю, как новоначальный с послушниками". - Я не понимаю, в чем эта работа? - Хорошим же или не одобрительным делом она может быть только от духа, с каким делается. На это и смотрите и соответственно с тем себя держите.
Когда видите, что вас чернят, принимайте то, как целительные грязи. Вы добре делаете, что не теряете братского расположения к тем, которые прилагают к вам это врачевство.
Моя хворость почти прошла; осталось немножко головокружения, которое, тоже чаятельно, пройдет.
Благослови вас, Господи! Спасайтесь!
Ваш доброхот. 26 февр. 91 г.
920. Наставление о духовничестве
Милость Божия буди с вами!
Благослови Господи ваше духовничество. - Господь возложил на вас сие иго. Он и силу подаст к понесению его, - и мудрость к действованию по нему целесообразно. Если всегда следовало вам в молитве пребывать: то тем паче теперь.
Души, которые будут приходить к вам на исповедь, - Бог будет приводить к вам. В этом смысле и принимайте всех, - как Богом посланных, - и заботьтесь исполнить то, зачем они посланы.
Посланы же они зачем бывают? За тем, чтоб вы уврачевали их, - или вернее сообщили им Господне врачевство: ибо врач душ один Господь.
Медикаменты все в духе и сердце вашем. Господь будет приводить их в движение или изготовлять. Вместо рук, берущих и прилагающих врачевства - у вас язык, или слова. Апостолов посылая на проповедь, Господь говорил: не пецытеся, како или что возглаголите (Мф.10:19). И к вам это приложимо. Предайте себя Господу и веруйте, что когда нужно будет особенно целительное слово, оно польется неудержимо и сложится самым целительным образом. - Составьте сами себе молитву, - или несколько кратких молитовок, в коих выражались бы потребности настоящего вашего чина, - и ими молитесь, почасту повторяя их.
Вы спрашиваете относительно отлучения от св. Причастия. - Мне думается, что коль скоро исповедающийся являет сокрушение и полагает нелицемерное намерение воздерживаться от греха, подвергающего сему отлучению, то этого можно не делать, не по поблажке, а из опасения, как бы от сего хуже не было. В первые времена причащались часто, и тогда отлучение длилось недели, месяцы, редко годы. А теперь - причащаются большею частью один раз в год, и отлучение будет длительно. - Где возьмет силы кающийся и ищущий исправления?! - И будет отлучение - предание его в когти врагу. - Потому полагаю, что лучше ограничиваться наложением епитимии, - только с осмотрительностью и применительно к делу. - Опыт научит.
Благослови вас, Господи!