Letters (Issues 1-8)

Дыхание, дыхание, жизнь - это все в разных классах существ: растениях, животных и людях, но есть одного рода и свойства природы, назовем ее - органическая жизнь.

Душа - душа - тоже одного порядка есть, хотя стоит, находится в разных классах существ - в животных и людях, - но тоже есть одной природы. - Затем - ум - ангельская сила тоже одной природы.

Вывожу, что по святому Антонию душа наша одного ранга с душою животных. Что нас отличает, это есть ум, что я называю дух. Пересмотрите все пункты св. Антония, где он говорит об уме. Все, что он говорит об уме, я отношу к духу, и выражаю то почти теми же словами, утверждая вместе с ним, что тот и есть настоящий человек, кто живет по духу, - что св. Антоний выражает: - по уму.

Так совершенно нет никакого основания вам смущаться.

А что сказано: на один градус: так вольно же вам понимать это, как черточку на градуснике. Ангелы, насколько выше нас? - на градус, - как и мы выше животных на градус. Градус - замените словом степень, выйдет: на одну степень. - Кто придирается к словам, упуская из внимания мысль?!

Что говорил вам ученый писатель, будто воспользуются сим словом материалисты и дарвинисты, то это им не удастся; От чего производят человека от животных - обезьяны? - от того, что не различают в человеке души от духа. - Замечая, что душа наша схожа с душою животных, они и бредят: "но - душа одна, стало и весь человек от них же выродился". А когда мы настоим на различии духа от души, и характеристику человека перенесем в дух: тогда вся теория Дарвина - падает сама собою. Ибо в происхождении человека надо объяснить не то одно, как происходит его животная жизнь, - но то паче, как происходит он, яко духовное лице в животном теле с его животною жизнью и душою. Да попросите сего ученого получше изложить свои недоумения. Я ему отвечу все полно. И уверен, что он согласится на мои объяснения.. Его поразило верно то, что привыкли под душою разуметь и высшие стороны человеческой жизни, он никак не мог понять, как можно душе назначать такой невысокий ранг. Но когда выяснится, что, пиша так, я под душою разумел не высшую, а низшую сторону нашей внутренней жизни, то полагаю, что он помирится с таким образом выражения. - Между тем сообщите ему прописанное вам, - или дайте прочитать.

Из всего сказанного следует, что вам не бояться надобно распространять книгу, а спешить распространить как противоядие нелепым мнениям о человеке. Говорю так по искреннему моему убеждению.

И не извольте останавливать хода продажи. Пусть идет. Только опечатки приложите.

И еще повторяю вам: не слушайте никого, особенно этого ученого, всполошившегося не знать из-за чего, пока он не голословно, а обстоятельно не изложить своих недоумений, и не получит от меня разъяснений.

Вот и попались вы! - Афон распространитель ересей и мрачных учений. А орудует кто? О. Арсений! - Давай его сюда. Как он смеет?

Извольте всем отвечать: только тронь. Так отдам, что и зуб не соберешь.

Благослови вас Господи! Ваш богомолец Е. Феофан. 2 мая 1878 г.

107. То же