Letters (Issues 1-8)

Милость Божия буди с вами!

Поздравляю с благополучным совершением вашего святопоклонного путешествия, и с добрыми плодами, собранными от старцев, созревших в духе жизни.

***ский старец до поту молящийся, кажется, стоит у вас под вопросом: можно ли, хорошо ли, позволительно ли так. Если он от этого получает ощутительную для себя пользу, то для него хорошо так действовать. Но что он покушается и всем наложить такой же образ исправления молитвенного своего правила, это несправедливо и небезопасно. Потому что не все одного склада, а у всякого свой. Еще: если он думает, что следует всех обязать так молиться, то считает образ своего молитвования существенно необходимым, а он не может быть таковым, яко внешний и телесный. Если старец получает пользу от своих поклонов до поту, то это не от этого, а от того, что внутренне, - умом и сердцем он возносится к Богу надлежащим образом, а не потому, что утомляется и потеет. - У других старцев молитва бывает высока и сильна не от такого полагания поклонов, а от внутренних молитвенных расположений. У иных она была неподражаемо высока даже без поклонов. Был старец, - и вероятно не один он таков, - который воздев руки к небу, пред приятием пищи, в 3 часа - стал молиться и промолился так стоя до утра, когда солнце взошло, и своим действием пробудило его.

Что старец укорил N за что-то, это целительное врачевство для N. И пусть воспользуется им.

Благослови вас, Господи! Спасайтесь!

Е. Феофан.

Прошу молитв.

1 ноябр. 93 г.

935. Кто должен читать разрешительную молитву над отпеваемым. О приемных отцах, духовнической строгости и о чудотворных иконах

Милость Божия буди с вами!

Во всех случаях, которые вы прописали, с одной стороны воля настоятеля, а с другой - законная форма дела. Мне думается, что лучше всегда слушаться настоятеля. Повелевающий настоятель берет на себя ответ за то, если повелеваемое им в каком-либо отношении не совсем право, и вам можно то исполнять, не боясь ответа пред Богом.

Читать разрешительную молитву над отпеваемым должен бы тот, кто исповедал его пред смертью и причащал. Но послушания ради может сие исполнить и всякий из отпевающих, когда приказывают. Тут, можно сказать, разрешают все отпевающие. Читайте разрешение не думавши, только молясь, да простит Господь усопшего.

Принимать от Евангелия постригаемых безвестных, - после выслушания их прекрасных обетов, тоже можно. Обеты ими даны, а о том чтоб они и исполняемы были давшими их главный попечитель настоятель - да и вся братия должны иметь об этом заботу. На что же и братство? - Вы записывайте тех, коих бываете приемным отцом и молитесь о них усердно, поручая дальнейший их успех в иночестве Господу многомилостивому.

Послушание в больнице и богадельне - духовническое самое для вас многоплодное. Всякое утешение, какое вы доставите лицам сих учреждений, Господь Себе примет, и вам воздаст утешением. Может быть это немножко трудновато. Но Господь близ и видит труд. Приложите все сердце к сему послушанию.

Что вам говорил ***ский N, то добрые речи. Строгость правил обратим лучше на себя, а других предоставим Господу, видящему немощи немощных и милующему их. Разрешение на исповеди скорее расположит разрешаемого быть исправным прочее, нежели самая справедливая епитимия.

Почему некоторые иконы бывают чудотворными? - Потому что Богу так угодно. - Чудотворение ни от кого, кроме Бога, не бывает. Сила тут не в иконах, и не в людях прибегающих, а в Божией милости. Как Владыка всего, Бог всякую вещь может обратить в орудие Своей милости.

Ваше богомольное путешествие полагаю многому вас научило. - По миру, особенно по обителям, много рассеяно богомудрых людей, - могущих уразумевать волю Божию во всех обстоятельствах.

Благослови вас Господи и все труды ваши! Спасайтесь!

Прошу молитв ваших - многогрешный и многонемощный Е. Феофан. 22 ноябр. 93 г.