Letters (Issues 1-8)

941. Смерть - дверь в отечество. Спасение наше в Кресте

К Е.Д.

Что у вас была за молитва при смерти брата? "Господи, подыми его"? Выходит по вашим словам, что жизнь здесь счастье на счастье, а смерть дверь страданиям. На деле же смерть дверь в отечество для блаженной жизни. И спрашивать надо: зачем еще оставаться здесь? Или - слава Богу, наконец отбыл домой! Зачем взят брат? Затем, что заслужил покой, а вы еще потерпите.

Если N.N. от терпения не отказывается, а ищет только воодушевления как то, которое она сама выразила: пригвоздить ее кресту? Спасете наше в кресте, а именно в крестных страданиях. Чрез напрасные скорби и страдания прививаемся к кресту Христову и из него приемлем силу крестную очищающую, освящающую и благоволение Божие привлекающую. Путь тесный и прискорбный есть прямая дорога в рай. Благослови ее Господи! Дай ей Господи и страдать и в страдании находить божественное утешение, необманчивое. Всякая напраслина, благодушно переносимая - венец Божий есть на голову уже надетый, только пусть не сбрасывает.

Вам чего пожелать? Будьте с Господом и чаще обращайтесь к Нему молитвенно. Читайте св. книги немного, но с рассуждением. Благодушествуйте.

7 ноября 1891 г.

942. Един Ходатай и ходатайство Богоматери и всех святых. Особое участие Божией Матери в деле спасения мира

К С.В.

"Пресвятая Богородица ходатаица. А ходатай один". Припомните, что Господь заповедал: не называйте никого отцом. Один отец. И учителями никого не называйте, один учитель. А между тем в писании обязательными представляются известные отношения наши к отцам телесным и духовным и к учителям. Как помирить! Так: есть стороны сего дела такие, по которым никого нельзя называть отцом и учителем. И есть такие, по которым можно иметь и чтить многих отцов и учителей. Источное отчество и учительство - одно, в Боге, а побочных может быть много. Это проводники и распространители Божия отчества и учительства.

Так и в отношении к ходатайству. Одно ходатайство есть, и без него никакое другое ходатайство не сильно. Ходатайство Господа Спасителя. А побочных ходатаев может быть много, проводников того ходатайства, размножителей. Тут и Божия Матерь Ходатаица, действующая в силу ходатайства Сына Ее.

К тому же Господь Спаситель - ходатай к Богу Отцу. А если Самого Спасителя прогневали, кто пред Ним походатайствует? Но прогневляем, ибо грехами кровь Его попираем. Вот тут Божия Матерь и есть, и говорим Ей: матернее Твое дерзновение употребляющи моли.