Letters (Issues 1-8)

И потом так из рода в род, и до нас дошло.

Вот это все благоустроение общества христианского по всем частям и есть предание Апостольское, следовать которому неотложный есть долг всякого, желающего состоять в правде, христианина. К слову предание прибавляйте всегда Апостольское.

Слово Апостольское писанное пришло после. Церкви уже всюду были организованы, а писаний Апостольских еще ни строки не было. Первое писание св. Павла было в 54-5 году, спустя 20 лет по Вознесении. И Евангелие появилось много лет спустя по Вознесении. Все же писания Апостольские и с Евангелием в одну книгу собраны уже в конце первого века, вероятно под руководством св. Иоанна Евангелиста.

И появились писания Апостольские не для изложения христианского учения, а для устранения недоразумений и беспорядков, возникавших в частных общинах христианских.

И следовательно содержат только частные предметы, а не все вообще христианское. Они писали уже к христианам настоящим, вполне по христиански образованным. И хотя касались христианских начал, то настолько лишь, сколько это требовалось предметом, о коем была речь. В писаниях Апостольских все христианское видно; но ничего не раскрыто вполне и систематически. На все есть указания и намеки, но полного изложения нет, кроме тех предметов, относительно коих возникали недоумения.

От того и ереси все. Написано что-либо не полно. Суемудрые начнут пополнять по своему и напутают. Собираются православные, и обличают их. Чем? общими верованиями. Собравшись дознают: у вас как? а у вас как? отвечают: у нас так, и у нас так, и все так. Так мы приняли, и так у нас изстари. Вот это и есть главное начало православия: так всегда, так изстари, от Апостолов.

Так вот что есть предание!

947. О самоотвержении, молитвенном правиле и непрестанной молитве. Об охлаждениях и борьбе с ними. О слушании церковного пения. Что значит "Милость мира"

Милость Божия буди с вами!

Вот и я провинился пред вами не скорым отвечанием.

Прошу извинения.

Что вы писали о себе по поводу прелестного образа самоотвержения, то добре. Самый разумный образ поведения в отношении к другим не скрипеть, чтобы все шло как по маслу. Без борьбы нельзя, потому что сюда встревает наше я, и как еж колючки свои выставляет. Эти колючки и приходится подрезывать или вырывать.

Как вы положили действовать относительно молитвы, добре. Попекитесь так устроиться и навыкнуть. Правило молитвенное есть безопасная ограда молитвы. Молитва есть внутреннее дело, а правило молитвенное внешнее.

Но как без тела человек не полный человек, так и без правила молитвенного молитва не полна. То и другое надо иметь и по силе исполнять. Неотложный закон внутренне молиться, и молиться всегда и везде. Молитвословие же не может быть без определенного времени, места и меры. Определение сих трех составляет правило молитвенное. И тут руководитель благоразумие; когда, где, сколько стоять на молитве, и какие употреблять молитвы, всякий может определять по своим обстоятельствам, - увеличать, умалять, передвигать время и место, все направлять к тому, чтобы внутренняя молитва совершаема была как следует. Относительно же внутренней молитвы одно правило: непрестанно молиться.

Что значит непрестанно молиться? Быть непрестанно в молитвенном настроении. Молитвенное настроение есть мысль о Боге и чувство к Богу совместно. Мысль о Боге - мысль о Его вездесущии, что Он везде есть, все видит и все содержит. Чувство к Богу - страх Божий, любовь к Богу, ревностное желание всем угождать Ему одному, с таким же желанием избегать всего Ему неугодного, и главное предание себя в Его святую волю беспрекословно, и принимание всего случающегося, как от руки Его непосредственно. Чувство к Богу может иметь место при всех наших делах, занятиях и обстоятельствах, если оно не ищется только, но уже водружено в сердце.

Мысль может быть отвлекаема разными предметами; но и тут возможен навык не отступать от Бога, а всем заниматься при свете памятования о Боге. Вот об этих двух - о мысли и чувстве к Богу всю заботу и иметь надо. Когда они есть, есть молитва, хотя нет молитвенных слов.

Утреннее молитвословие на то и назначается, чтобы водрузить в сознании и сердце сии две вещи. И с ними потом выходить на дело свое и на делание. Если вы утром восставите сие в душе, то вы помолились, как следует, хоть и не все прочитаете молитвы.

Положим, что вы утром настроились так и вышли на дело. С первого шага начнутся впечатления от дел и вещей и лиц, отбивающие душу от Бога. Как быть? Надо поновлять мысль и чувство, внутренним к Богу обращением ума и сердца. А чтоб это удобнее было - надо навыкнуть какой-либо коротенькой молитовке, и повторять ее как только возможно чаще. Всякая коротенькая молитовка идет к сему. Но пригожее всех молитва ко Господу Спасителю: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя! Трудитесь навыкать ей, и не отставайте, пока навыкните. Она, укоренившись, будет непрестанным двигателем и предстояния Богу мыслью и чувством к Нему. Вот вам вся программа молитвенного дела! В книге: Что есть духовная жизнь, все это описано. Вы добре делаете, что прочитываете ее. Все там писанное писано к красавице, и изображает дело духовной жизни в настоящем виде. Присмотритесь там, что есть духовное, душевное и телесное или животное.

Что вы положили прогонять утреннюю сонливость, добре. Придавши себе бодренности в эту пору, и весь день вам легче будет держать себя бодренно.