Letters (Issues 1-8)

Ведь у вас есть книжка: "Невидимая брань"! Найдите там главы о молитве, это с 46-й, и прочитайте, не раз и не два. Там все потребное указано. Если последуете сказанному, молитва ваша исправится, а за нею и все прочее.

Я вам указываю всеобъемлющий рецепт. Сокращение его - в памяти Божией, памяти смертной, и в страхе Божием. Когда сии укоренятся в сердце, и молитва и все прочее пойдет добре. - Не нерадите о деле Божием!

Теперь слово-другое о цене душевной жизни. Я не безусловно охуждаю эту жизнь, а только когда она делается преобладающею, и вытесняет собою жизнь духовную. Как вы прописали, так и я сужу о ней.

В книге: "Что есть духовная жизнь" это объяснено. Просмотрите снова. Духовные отправления должны стоять во главе, под ними и в подчинении им - душевные занятия, а под обоими ими телесная жизнь. Се - норма! Когда этот порядок нарушается, жизнь человеческая портится.

В той книжке и то указано, - в чем жизнь душевная, телесная. Извольте просмотреть, - и что требует пополнения, сказать, и получите его.

Вопросы: любовь покрывает множество грехов (1Пет.4:8). Эти слова стоят у Апостола как побуждение к любви; потому покрытие грехов, надо разуметь, не того, кого любят, а того кто любит. За любовь к другим Бог прощает грехи любящего. Равно - в Иак.5:20, обративший грешника спасет душу, и покроет множество грехов, блага сии относятся к обратившему, а не к обращенному. - Так наши толковники. Протестанты напротив в первом месте благо любления относят к любимому, а во втором благо обращения к обращенному. - Холодно, отвлеченно, непрактично. Это нарочно они делают: ибо у них труды доброделания не участвуют в деле спасения.

Благослови вас, Господи!

Ваш доброхот Е. Феофан.

950. Книги для руководства в духовной жизни. О кознях вражеских, богомыслии и причащении

Милость Божия буди с вами!

Ответ вам на 1-е письмо был уже готов, как получил второе. Виноват, что мешкал. - Теперь к тому письму прибавлю еще что-нибудь.

Очень утешен тем изменением, которое вы испытываете после Св. Причащения; прежнее же письмо очень тяготило меня. Эти бывшие у вас неопределенные порывы очень страшны. Ну - теперь, слава Богу, все прошло. Дай, Господи, навсегда пребыть вам в добром таком настроении.

Беретесь перечитывать книгу: "Что есть духовная жизнь". - Добре. Там и ответ есть на ваш первый вопрос.

Подобные этой книги еще: - Путь ко спасению, - Письма о дух. жизни по поводу писем Сперанского, - 118-й псалом. Все они у вас есть. Извольте их держать особо, на виду, - и почитывать. К ним же принадлежат и Письма к разным лицам.

Уразумели теперь каковы козни вражеские?! Их нечего ужасаться. Они власти никакой не имеют. Мутят, возбуждают, но не определяют. Наше дело, как только заметим, тотчас отбивать их; опять придут, - опять отбивать и ни под каким видом не соглашаться на них. Наблюдайте за собою, и учитесь, как с ними управляться. Вы добре делаете, бросаясь при нападении на колена с молитвою. Навыкайте молитве Иисусовой: она одна может разгонять все полчища вражеские! Вы обещаетесь взяться за коротенькие молитвы. Возьмитесь за одну эту.

Получили ль вы книгу: "Невидимая брань?" - Если нет, скажите, я пришлю. Там, начиная с 47 главы первой части, - излагается учение о молитве, очень подробно. Эти главки, да книга о трезвении и молитве исчерпывают сей предмет вполне.

Что вы написали о чувстве благодеяний Божиих, это есть часть спасительного богомыслия, коим разогревается молитва сердечная. Делайте так чаще, каждое утро и вечер пред молитвою. Это и есть то, о чем я писал в написанном уже письме.

По поводу того, какой плод подало вам св. Причащение, - мне пришло в голову сказать вам: не найдете ли возможным иной раз причаститься и еще, кроме вел. Четыредесятницы? - Хорошо было бы; но смотрите сами.

Адресуйте письма ко мне так: в г. Шацк. Тамбов. губ., в Вышин. пустынь.