Letters (Issues 1-8)

- Жалеете, что благонастроение, приобретаемое говением, исповедью и причащением скоро ослабевает. Это и достойно сожаления, - и тем достойнее, что избежать сего в нашей власти. Не надо предавать себя на жертву внешних впечатлений: они уносят внимание из сердца и заставляют его блуждать на стороне, далеко от себя. Не надо допускать вкушать сласти душевно-телесные. У нас два вкуса: один духовный, другой душевно-телесный. Они прогоняют друг друга. Когда есть вкушение духовного, - все прочее трава; а когда придется вкусить душевно-телесного, тогда умаляется вкус к духовному. Из сего сами видите, что подобает делать, чтобы сохранить вкушение духовных благ.

- Что нужно делать, чтобы не охладеть?

- То, что пред сим сказано. Как только заметите охлаждение, теребите душу, пока согреете. Господь близ, взывайте, и поможет. Приложите к сему богомыслие, то есть созерцание таинств св. веры нашей. Каждое из них сильно излить много света и тепла, и согреетесь. Только не оставляйте холодности в душе, а все теребите ее, пока согреете. Можно чем-нибудь наказать себя, заставьте себя поголодать немного, немного посидеть в уединении, недоспать, поклонов побольше. Всего же больше сознания своей скудости, и слезного к Божией помощи прибегания.

- Память о Боге Бог Сам прививает к душе. Но для этого душа сама себя должна потомить и потрудить. Трудитесь, всеусильно нудя себя на непрестанное памятование Бога. И Бог, видя, как усердно вы желаете сего, даст вам память о Себе. Краткие молитовки очень пригодны к делу в нашем собственном труде о памятовании Бога. Молитовки, какие хотите. Господи помилуй! - Господи Иисусе Христе, помилуй мя! - Иисусе Сыне Божий помилуй мя! и др. Всякая идет. Какая больше вам по душе, ту и употребляйте.

Ваши вопросы: - Что семь духов? - Семь верховных Архангелов: Михаил, Гавриил, Рафаил, и проч. Св. Гавриил к св. Захарии сказал: Я один из предстоящих Богу (Лк.1:19).

Что ангелы 7 церквей? Епископы, представители тех церквей. Это видно из того, какие речи обращает к ним св. Иоанн. - Светильники в сем видении означают церкви.

Почему Спаситель назван началом создания? Назван так - и как Творец: ибо вся Тем быша; и особенно как воссоздатель падшего рода человеческого. Он по человечеству новый родоначальник наш. Он явил в Себе человека восстановленного. По образцу Его и силою Его восстановляются потом все люди. Он глава и начало.

- Что делается с усопшими? - Тело возвращается в землю; а душа получает от Господа особое некое место по своему устроению, где и пребывает до окончания века, в чаянии радостном или в нечаянии ужасательном То - закрытая для нас страна. Что там, с точностью не определено в подробностях. Одно точно определено, что тамошнее состояние вполне соответствует тому, как настроит себя человек здесь на земле. Как настроить - широко разъяснено в Евангелиях и посланиях. Это и есть теперь для нас главное. Как цель не на земле, а в другом образе бытия; то разумно всю заботу обращать на то, чтобы добре приготовиться туда. - Не приготовимся, все пропало.

Не мучьте себя пытанием, что там и где будем. А когда в уме породятся такие вопросы, говорите себе: хорошим там будет хорошо, а худым худо; соответственно сему и место там будет для одних светло, - для других - не светло. Будем-ка мы с тобою заботиться о том, чтобы сделаться добрыми, и все тут. А что там будет, увидим, когда перейдем туда.

Желаю вам всего доброго. Будьте здоровы и веселы. Матушке вашей и братьям Божие благословение. Спасайтесь!

Ваш доброхот Еп. Феофан. 5 июня 1886 г.

956. Наставление о слепеньком. Разъяснения: о коротенькой молитве, чувстве бессилия, красоте незримых божественных вещей и о литургиях