Letters (Issues 1-8)

- Дневник хорошее дело. Но у вас одна сторона хорошая. Следовало бы, более замечать своих немощей. А то вы выйдете фанфаронка.

- "Долго молиться не умею". - А как же Апостол заповедал: непрестанно молитеся?! Память о Боге со страхом Божиим, любовь к Богу с упованием и преданность в волю Богу составляют внутреннюю религиозную жизнь. У кого она в движении, тот всегда с Богом. И ему не скучно молиться долго-долго. - У вас есть зародыш сего в том, как вы при всяком случае обращаетесь к Богу за помощью, и потом благодарите. Развивайте сие, шире и шире.

Ваши недоумения о мыслях "Невидимой брани" зависят от того, что вы смотрите на тамошние уроки не с той точки зрения. В "Невидимой брани" имеется в виду человек, борющийся со страстями и напрягающийся все худое из себя изгнать и все доброе укрепить. Когда он установится в добре и крепок станет, тогда многие из правил или иной вид примут, или отложатся. В период борения закон: все, что может приводить в движение кроющееся в нас зло, мало ли то или велико, должно быть устраняемо от внимания, и тем паче от чувства, равным образом должно поступать и с тем, что ослабляет делания способствующие укреплению добра. Просмотрите с сею мыслью ваши заметки, - и сами увидите с какой стороны они несостоятельны. То, что пишется в сей книге не для одних монахов идет, а ко всем относится, кто хочет очистить свое сердце. В виду имеется не внешнее положение, а душа.

Что-то вы заметили про самодеятельность. Все доброе созидается в нас взаимодействием свободы и благодати. Обще это так выражается: начни трудиться над чем-нибудь и трудись. Увидит Бог, что искренно желаешь искомого, и даст то. Хочешь приобресть молитву, трудись в молитве, и Господь даст молитву. Хочешь избавиться от гневливости, - трудись над сим,. и Бог, видя твое усердие, - даст тебе безгневие. Человек сам собою ничего не созиждет в себе доброго, если не придет благодать; и благодать не дает ничего человеку, если человек сам не трудится. Заучите сей пунктик.

Больше не буду ныне писать. Посылаю вам книжки об отречении от мира.

Спасайтесь! Благослови вас, Господи!

Ваш доброхот Еп. Феофан. 27 генваря 1888 г.

958. Сердечные намерения и внутреннее раздвоение

Милость Божия буди с вами!

Каетесь, что долго не писали. Но в этом скорее мне надо каяться, потому что ответ за мною стоял. И я все собирался писать; но кое-какие дела заставляли отлагать это от почты до почты.

Описывая свои боления от самого рождества, вы тут же подробно сказываете и то, как встречали то и переносили и какие в сердце своем полагали решения и намерения. Все они таковы, что я, к великому своему удовольствию, прилагаю, - да будет такое настроение у вас навсегда, храните его, как неизменное правило жизни, направляемой к богоугождению. Да благословит вас Господь! Я полагаю, что у вас нет чернового письма. Просматривать же его для вас было бы очень назидательно; ибо тут целая программа жизни, и притом в наилучшем ее направлении и в совершеннейшей форме. Если вы можете припоминать, припоминайте; а если не надеетесь хорошо припомнить, скажите, я пришлю вам это письмо. - Господь видел, что вы писали, и написанное принято, как ваш совестный обет. Потому вам надо и помнить и выполнять свою программу. - И Господь Сам будет споспешествовать вам: ибо никто Ему так не приятен, как лицо, себя Ему предающее.

Спрашиваете: "что надо делать, когда внутри раздвоение". - Во-первых, ведайте, что это не худое что, а обычный оборот духовной жизни. Когда дух наш по действию благодати пробуждается, тогда он устремляется к Богу, и все туда устремляет. Эгоистический же нрав и после сего все еще остается и выставляет права свои, влеча по старому обычаю к себе и чувство и волю. Оттого все испытывают как и Апостол: хотящу ми творити доброе, вижу, что мне злое прилежит. - Вот и раздвоение. - Что тут сделать? Всегда принимать сторону духа, а требования эгоистического плотского человека отгонять, подавлять. В сем духовная брань. Она коротка. Как только заметите движение внутри противное духу, отвергайте сердцем, некоею неприязнью поразите сие движение, - и тут же к Господу обращайтесь молитвенно, и Он поможет. Искреннее отвержение недоброго и искренняя молитва к Господу всегда побеждают; и раздвоение внутреннее пресекают. Вот все, что нужно! - Об этом кажется есть - в книге: "Что есть духовная жизнь?" - и в книге: "Невидимая Брань".