Letters (Issues 1-8)

Милость Божия буди с вами!

Благодарствую за благожелания. Благослови Господи ваше пребывание в новой обители за новым делом. Потихоньку. Между тем все присматривайтесь, как там идут дела. Настоятельство придет, или нет; но вблизи стоит исправление должности, когда уволят о. И. Надобно же будет вести дело настоятеля - по настоятельски.

А что ж - хоть и в настоятели!? Все равно. Пошло дело по начальственной линии, и тому быть.

В душе только надо позаботиться - не выситься и преобладать, а всем служить, чтобы все спаслись и достигли того, чего искать вошли в обитель.

Делайте расчет всякий день с душою своею вечером. И хорошенько таки потомите ее, пока не вступит из начальниц в последние послушницы, - чтоб и заснуть с сею мыслию, чая вскоре предстать и Божию суду.

Вразумлений всяких ищите в отеческих книгах и в молитве. Есть Ангел-Хранитель. Господь повелит ему потолковать душе, что подобает.

Благодарствую за предложение переписывать. Воспользуюсь когда приспичит нужда. А теперь все отсылаю вчерне тем, кои хотят печатать.

Всех вам благ от Господа желаю. Молите Бога о мне.

Ваш богомолец Епископ Феофан. 27 апреля 1874 г.

11. Ободрение к прохождению возложенной обязанности настоятеля

Милость Божия буди с вами!

Батюшка мой о. N.

Ну что запрягли вас?! Везите - везите. Пусть пот градом! Надо везть. Бог повелел.

О деньгах (на исправление храмов) надо прежде Бога молить. Он знает кому положить на сердце и дадут.

Заботам можно не вдаваться, возлагая все упование на Бога, и в меру напрягая свои старания. Позаботьтесь засыпать без забот, молитвою вечернею все отрясши, и себя и обитель Богу в руки вложивши.

Держите дело, как следует, и монахов в струнке. Увидят Л-цы, и начнут помогать.

Благослови вас Господи! Молите Бога о мне.

Ваш богомолец Е. Феофан. 7 июля 1874 г.

12. О молитве Иисусовой

Бог в помощь! Спасайтесь!

Спрашиваете о молитве Иисусовой? Читайте в книгах. Все написано. Моя мысль о ней такая:

- Молитва: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, - есть словесная молитва, как и всякая другая. Сама в себе ничего особенного не имеет, а всю силу заимствует от того, с каким настроением ее творят.

Все приемы, про какие пишется (сесть, нагнуться), или художественное творение сей молитвы не всем пригоже, и без наличного наставника опасно. Лучше за все то не браться. Один прием общеобязателен: "вниманием стоять в сердце". Другое все стороннее и к делу не ведущее прибавление.

О плодах молитвы сей так говорят, что уже выше сего и ничего на свете нет. Незаконно. Талисман нашли! Из плодов словесному составу молитвы и говорению ее ничего не принадлежит. Все плоды могут быть получены и без сей молитвы, и даже без всякой словесной молитвы, - чрез одно ума и сердца к Богу устремление.