Letters (Issues 1-8)

Благодарение Господу за все сие. После хорошества вы испытываете, что враг нападает. Это Господь попускает, чтобы закрыть доброе испытанное, чтоб, засмотревшись на него, душа не надмилась.

У врага же одно побуждение - мщение и зависть. Чает он, - авось собьет с толку. Господь же обращает это в средство к смирению испытывающего сие. Но не надолго попускает: ибо как только воззовет кто, тотчас помощь от Господа, и враг отходит. Вы испытали нападку, все утро теребил враг. В чем бы ни было его теребление, закон один: сознав врага в том, что возбуждает враг, неприязненно отнестись к тому, - и затем взывать ко Господу, и все взывать, пока придет Господь и разгонит. В книге: Что есть духовная жизнь, помнится, хорошо изображены сии приемы. Они не новы. В самых дальних временах, их указал преподобный Исихий - иерусалимский пресвитер, служивший при гробе Господнем. Дело наше все таково: "быть в памяти Божией; когда возмутится внутреннее или помыслами, или чувствами и движениями, прогнать то, пока очистится внутренняя атмосфера, и солнце засияет, то есть память Божия опять станет в силе".

Вопрос ваш, - как быть с я? очень естествен в душе, вступившей в путь к самопознанию. Как быть? Тереть его и стереть в порошок. Камень взять, тот, что отторгшись от горы стер в порошок истуканы. Вся жизнь на это назначается. Прием к сему прост: не слушать я - и идти ему наперекор. Дела его: своему уму верить, - своей воле следовать, своему чувству сочувствовать. Самое осязательное обнаружение его жизни есть - саможаление. Отречение от всяких проявлений я и делание наперекор ему есть его стирание. Заповедь о сем слышали из уст Самого Господа: да отвержется себе. Начните наблюдать над собою, и замечайте проявление своего я, и затем - идите против, во всем и большом и малом.

Объяснение мое поступка св. Павла вас не удовлетворяет. Придумайте лучшее. Св. Златоуст говорит, что св. Павел поступил при сем по-человечески, - иначе, воспользовался естественными своими способами. О благодатном пути, ведущем его, он говорил прежде. Не вняли. Отчего? Оттого, что между ними, не малая часть, или может быть и большая, состояла из саддукеев, не веривших в духовность души, и в воскресение. Эта часть перекричала. Между тем другая часть, - фарисеи, веровали в то и другое, - и с ними можно было говорить и о духовном порядке вещей. Может быть, св. Павел имел в мысли отделить их, чтобы потом к ним одним обратить речь. В одном он успел: они отделились. Но речь к ним простереть не успел, потому что они заспорили и очень шумно. Начальник стражи, боясь, чтобы они не растерзали св. Павла, увести его повелел. А ему можно было бы говорить, потому что фарисеи уже признали его недостойным осуждения до того даже, что сознали: может быть ангел говорил ему. На сей основе св. Павлу можно было создать сильную проповедь, перейти к воскресению общему, от него к воскресению Христову. А оно фундамент веры. Может быть это провидел св. Павел, и сказал, как сказал. Но ему не дали довести дела сего до конца.

Верите вы, что Апостол Духа Божия носил? Если да, поверьте, что Им будучи движим, Апостол сказал так, и успокойтесь. Хотя для нас и неочевидно почему?

Ваше недоумение: не послушал Царь, ибо так суждено было Господом.

Суждено было. Попустил Господь, чтобы исполнили Его план о разделении царства. Чтобы исполнилось слово - не об Ровоамовом упорстве, а то, которое Он прежде сказал об Иеровоаме выше гл.11,12.

Помышления Божии от наших отстоят, как небо от земли. Не дивно, что встречаем в слове Его многое недоуменное, но то несомненно, что сколько бы ни было велико наше недоумение, оно не может колебать веры, что все изрекаемое Богом и премудро, и благо, и праведно. Стоя на сей вере, нам позволительно иное недоуменное оставлять недоуменным, неясное - неясным, говоря: не вижу, но верю, что это сообразно с божественными свойствами.

Хочу предложить вам одно занятие. Вы конечно прочитываете дневные чтения в Церкви из Апостолов и св. Евангелия, как положено. А если нет, заведите это. Это будет вам дневной урок Божий. Вот что делайте. Прочитав Апостол, извлеките общую мысль и держите ее. Прочитав Евангелие, тоже сделайте. К сему приложите следующее: если какой текст из Апостола или Евангелия займет особенно внимание, возьмите его в предмет рассуждения, и обсуждайте его, извлекая из него назидательные мысли, и ими питая душу, чрез проведение сих мыслей до чувства. Будет у вас трапеза Божия или обед царский.

Если не окажется таким один текст, сделайте сие со всем содержанием Апостола или Евангелия.

Поздравляю вас с праздником! Спасайтесь!

Ваш доброхот Е. Феофан. 12 Дек. 1888 г.

962. Восхождение со ступени на ступень. О кратких молитовках. Разрешение недоумений при чтении Писания