Letters (Issues 1-8)

Теперь о ваших недоумениях. Евр.7:26-28, Ин.10:9-16. "Чем мысль, что Сын поставлен первосвященником совершенным, - и чем - Аз есмь дверь, и Аз есмь Пастырь добрый - относится к Святому".

Эти места читаются в дни воспоминания святых, святителей и архипастырей. Святительство и пастырство в Церкви истекает от Пастырства Христа Спасителя и есть Его продление в Церкви. Почему для сих дней и избраны такие чтения, в коих говорится о пастырстве Христовом, как источнике и образце пастырства церковного. Тут же говорится и о том, каковы должны быть сии пастыри. - Кроме сих чтений и другие есть назначенные на сии дни.

Мысль, почему? одна и та же.

Лк.14:25-33. "Как царь, который рассчитывает, достаточно ли у него войска для борьбы с нападающим, - и как хозяин соображающий достанет ли у него денег на построение башни - объясняют мысль о том, что мы должны от всего отрешиться?"

Так: для действующего необходимо сообразовать средства с целью. Примеры - война, постройка башни. - Выводится: если нет средств, лучше не начинать дела. Стыдно будет. - Остается пояснить, как отрешение от всего служит средством и условием к последованию Христу, о коем говорится в той главе? - Но это само собою ясно. Без сего и шагу не сделаешь в след Христа. Господь говорит: да отвержется себя следующий за Ним.

Лк.16:1-9. "Совсем не могу понять 9-го стиха. - Стих сей говорит: Сотворите себе друга от мамоны неправды". Мамона - бог богатства. Неправедным назван он потому, что в основе его лежит обман и ложь. Обещает благоденствие и увлекающиеся полагаются на него. Но дунул ветер - и все разлетелось.

Сотворить друга от сего мамона - советуется - перехитрить его. Обещания его не прочны, не надежны, если употреблять богатство на помпу и утехи. Все хинье пойдет. Начни употреблять богатство во славу Божию, тогда здесь истощишься, а в другой жизни - получишь вечное благобытие, получишь то, что здесь обещает богатство и не дает, т.е. действуя наперекор тому, к чему увлекает мамона.

Как творятся други? Чрез раздаяние богатства бедным. По ходу притчи дается мысль: бедные приимут в вечные кровы. - Понимать надо: Господь приимет в вечные кровы, ибо Он сказал: понеже сотвористе единому сих, Мне сотвористе.

Можно тут видеть и урок, как быть, когда раскаиваться станешь - о неправедности приобретений. - В одобрение Закхея Господь указал: возврати. Но когда нельзя возвратить? - Тогда раздай бедным.

"Непонятен 37-й ст. 17-й гл. где труп и проч.". - И мне не понятен и все толковники, и наши и чужие не изъясняют, и будто не считают нужды - толковать о сем.

Мне думается так: - Слово: где Господи? надо переложить: как это, Господи, или почему так Господи? - Ответ: также как где труп, там собираются и орлы. Или: потому же, почему орлы собираются там, где труп. Как это бывает, так и то будет совершаться, что один оставляется, а другой поемлется, т.е. по свойству оставляемых и поемлемых, всякий сам будет причиною своим настроением, что его оставят или поймут.

Вот вам третий том Добротолюбия, читайте.- А первый и второй - есть ли у вас?! Скажите.

Благослови вас, Господи! Спасайтесь!

Ваш доброхот Е. Феофан. 30 мая 1889 г.