Letters (Issues 1-8)

Молитвы - вопль к Богу из сердца; как тут обойтись без чувства. И у Премудрого Бог глашает: сыне, даждь ми сердце. Доброе настроение сердца отзывается тихим радостнотворным чувством, подобным чувству здравия. Когда я применял к вам слова: помяни откуда ниспала еси, разумел не падение в грех, - избави Господи, - а прежнее мирное настроение сравнительно с описанным вами, - бурным и неукротимым.

Ваш вопрос о Лк.9:60, решите так: Господь заповедь дал относительно почитания родителей, Господь же и здесь сказал нечто, кажущееся вам немирящимся с тою заповедью. Из сего следовало вам заключить, что в словах Господа, вами цитованных, нет противоречия заповеди, ибо то и другое исходит из одних и тех же уст. К тому же в словах Господа у Ев. Лк. - и намека нет никакого о почитании или непочитании родителей.

Речь идет о погребения усопшего отца, - и не говорится брось отца непогребенным, а только: оставь другим заботу о похоронах отца; есть кому и без тебя похоронить его; ты же иди вслед Меня - т.е. указывается вместо дела хорошего дело лучшее.

Можно на это сказать, что он не совсем отказывался следовать за Господом, а только просил отсрочки для погребения отца. Предлог будто законный. Но знал ли он, что воротится опять к Господу? Не мог знать; думал, что это для него легко сделать, а на деле могло оказаться совсем другое: охватил бы его житейский дух, и погасил - искру доброго желания идти за Господом. Господь это видел и сказал то, что сказал. - Тут такое же обстоятельство, как бывает с кающимися. Сложится кто совсем оставить все худое и обратится на путь добра; но как только хочет он сделать первый шаг на добром пути, - как враг прожигает его внушением: завтра это сделаешь, а этого завтра, - бывает, - ждут ждут и не дождутся. Тут у св. Лк. три случая указаны. Все они получали такой ответ Господа, по коему требуется, что для доброго следования за Господом необходимо полное отрешение от всего, чтоб ни ноги, ни руки ничем не были опутаны.

Изложенные здесь мною мысли принадлежат св. Златоусту в беседе его на подобное же место в Ев. от Мф.8:22.

Посылаю вам три книжки, отпечатанные после "Начертания": сборничек, - митерикон, душа и Ангел - не тело. Это не новое, а старое.

Путь ко спасению прилагается к "начертанию", потому что - тут конец "начертания". Тут излагаются положения, более значительные в понимании дела спасения деятельного, нежели в начертании, именно начертывается история духовной жизни всякого христианина.

Путь ко спасению у вас есть. А если зачитали, скажите, пришлю. - Нет, лучше приложу и вам. Прочитать и изучить сию книжку очень важно.

Благослови вас, Господи! Спасайтесь!

Ваш доброхот Е. Феофан. 24 июня 91 г.

974. Преемство Апостольского предания и верность ему православной Церкви. Разложение протестантства

Особенное мне удовольствие доставляет ваше откровенное изложение своих недоумений. С удовольствием же берусь и сказать вам слово-другое.