Letters (Issues 1-8)

Все Апостольское, таким образом, переходило из рода в род жизнью и делом. Апостолы все, что предали, ввели в жизнь - умственную, нравственную, семейную, и во все виды жизни. Жизнь от жизни загоралась, и жизнь Апостолами заведенная блюлась.

Вот вам образчик. Св. Поликарп Смирнский был ученик Св. Иоанна Богослова, Св. Ириней ученик Поликарпа. Св. Поликарп мученически скончался около 60 годов второго столетия. Св. Ириней прожил до начала третьего столетия. Это не единственный конечно пример. И можем положить, что вторичные преемники перенесли сохранно Апостольское предание до 3 века. А третичные до половины и конца его.

Сим путем Апостольское предание сохранилось бы, если бы никто не писал из сих преемников. Но писатели скоро начались и когда писали, - преимущественно писали, как предано было. Оттого, читая писания св. Отцов второго века, видим Апостольские слова и обороты речи, Апостольские на все воззрения, а цитатов почти нет.

От чего? Оттого, что все они были блюстители предания. И умствовали, и писали, как предали Апостолы каждой церкви.

Апостольские писания собраны в книгу в конце первого века, при св. Иоанне Богослове. А списки их распространились к концу второго века. Оба эти века христиане питались преимущественно преданиями.

Вы понимаете предание - как передавание из уст в уста. А оно было передание из жизни в жизнь, из дела в дело.

Скажу простой пример - как столько веков хранится одинаковый образ плетения лаптей, печения хлебов. Дети делом перенимают у отцов и матерей, - и передают своим детям.

Христианство - не учение, а жизнь. И самое учение его входит в жизнь, как определенный образ, воззрение на все сущее и бывающее.

Бывают школы, в которых влиятельный наставник передает свои учения впечатлительно. И потом это учение заседает в школе и тянется века. Тем паче это уместно в христианстве.

Потом все порядки христианские, и веровательные, и жизненные, и освятительные, вошли в писания отеческие, и закрепились.

Мы чтим отеческие писания ради того, что в них блюдется Апостольское предание, которое узнается в общем согласии всех их.

Таким образом третий век чрез третичных преемников мог передать Апостольское предание четвертому веку. В четвертом веке мы видим вполне все, что мы теперь имеем, в писаниях Отцов, хотя все оно по частям есть и в 3 и во 2 веках. Извольте теперь общее иметь наведение: Греческая церковь верно соблюла Апостольское предание и передала его нам. Это Апостольское наследие - у нас.

Католики помутили Апостольское предание. Протестанты взялись поправить дело - и еще хуже сделали. У католиков один папа, а у протестантов, что ни протестант, то папа. Это я мимоходом помянул. Господь с ними. Нам какое до них дело?

И прошлый раз и теперь, - я все толкую про Апостольское предание, которое св. православная Церковь имеет источником учения наряду с Св. Писанием. Теперь я думаю это будет для вас поясней. Какие толкования вы разумеете говоря: "Почему эти толкования православных имеют более авторитета, чем толкования протестантов?" - Мои толкования? - Мои толкования суть резюме толкований св. Отцов. Их же толкования авторитетны потому, что наивернейше суть хранительники апостольского предания. Древнейшие наши толковники св. Златоуст, Блаж. Феодорит суть питомцы четвертого века. Четвертый же век - преемник третичных преемников Апостольского предания. Вот в чем их важность!