Letters (Issues 1-8)

Милость Божия буди с вами! Все собирался отвечать вам на ваше письмо от 19 августа и не собрался до прихода второго письма от 28 сентября. И на это готов был отвечать тотчас, но день ото дня час сей протянулся на целый месяц. Прошу извинения. Я охотно готов отвечать и помогать вам словом, сколько разума достанет. Не умею понять, чего ради я отсрочил вам поступление в монастырь: ибо и я так же думаю, как и вы, что монастырь лучшее место для содевания спасения, кто с разумом поступит в монастырь и разумно жить будет в нем. - Вы порешили побыть до нового года так, как было и есть. Бог благословит. Потерпите в сей службе Богу во славу Его, как положили, а потом да поможет вам Бог исполнить и то, что преднамереваетесь оставить мир и монашествовать. Теперь скажу слово другое о том, что желаете знать. Главное - охлаждение. Это горькое и опасное состояние. У Господа оно стоит в числе руководительных, вразумительных и исправительных средств. Но бывает оно и вроде наказания. Причина сего - явный грех, но как у вас его не видно, то причины надо искать во внутренних чувствах и расположениях. Не вкралось ли самомнение, что вы не то что другие? Не загадываете ли сами шагать по пути спасительном и восходить горе одними своими средствами? Не успокаиваетесь ли на том порядке жизни, какой заведен, и расположились спать в мысли, что больше заботиться не о чем? Такие и подобные мысли приводят в беспечность, а беспечность есть первый шаг к охлаждению. Потому потрудитесь собрать мыслей поболее, что вы еще не начинали дела, что казалось прежде духовным, то имело значение только призвания к труду, а не плода. Приложите убеждение, что хотя бы вы достигли высоких степеней, - все не безопасны от падений, путь к которым врагу пролагает беспечность и нерадение - спутницы охлаждения. Собирая же таковые возбудительные помышления, не думайте, что сами себя согреете. Согреет Господь, когда время придет. Ваше же дело труд и труд. К сему труду мысленному прилагайте молитву к Господу именно об избавлении от сей язвы. Все другие предметы оставьте, держите одну эту молитву против охлаждения. Стоите ли на молитве, читаете ли, в церкви ли стоите, дело ли какое справляете, - все одно имейте в уме: Господи, избави меня от сего охлаждения. И не давайте себе покоя, пока не согреетесь. Согреянность есть Господа прикосновение к сердцу, а непрестанная теплота есть Господа вселение в сердце. Даруй вам Господи сие благо! Не нерадите и рук не опускайте! - Теперь ваши вопросы. Замечу вам, что вы слишком многого ожидаете от монастыря. Монастырь точно есть место спасения и обитель спасающихся, но то и другое невидимо; видимое же все представляется житейским. Там идут два порядка жизни: один внутренний, а другой внешний. Послушания, какие налагаются в монастыре, все касаются сей внешней жизни. Незнающий, что эти послушания необходимы только потому, что мы приносим в монастырь с собою и тело, и что дело спасения души должно идти среди сих послушаний своим чередом, с первых шагов может отворотиться от монастыря, почитая их несоответствующими своим целям и своему настроению, - или оставаясь в монастыре, все дело монашества ограничивать только сими послушаниями, и потрудиться напрасно, ни шагу не сделав в очищении и усовершенствовании своей души.

Извольте поиметь это во внимании и соответственно сему рисовать в своей голове картину будущей вашей монастырской жизни, и знайте наперед, что дело будет тещи иначе, нежели вы гадаете. Обрекайте себя на жизнь, где руки и ноги будут одно делать, а душа должна быть занимаема другим, если хочет спастись. Многое из того, что вы чаете увидеть в монастыре, не увидится, а иное и увидится. Но с внутренней стороны все почти найдете, если будут глаза.

- Тайный постриг принять можно, но вам он не нужен. Примете явный в монастыре.

- Что делать, когда молитва нейдет на ум? Если это домашняя молитва, то можно немножко - на несколько минут отложить ее.. Если и после нейдет, нудьте себя исполнить молитвенное правило насильственно, напрягаясь и понимать глаголимое и чувствовать; похоже на то, как, когда дитя не хочет поклониться, его берут за чуб и нагинают.

- Монастырь и постриг сильно возбуждают, но не сами по себе, а теми помышлениями, какие при сем неизбежны. Для иных и то, и другое никакого следа не оставляет.

- В церкви иной раз ни поемое, ни читаемое или не слышится, или не понимается; в таком случае - стойте пред Господом и творите молитву Иисусову. В церкви каждое действие имеет свой смысл. Кто за сим смыслом следит своим разумением и пониманием, тот непрестанно будет получать питательные для духа влияния из другого мира, и по окончании Богослужения выйдет из церкви, как выходят из-за стола, богато и разнообразно сервированного.

- Поклоны при Иисусовой молитве оставляются на произвол и усердие. На малых узлах кладите поясной поклон, а на больших земной. Сколько? Сколько душе угодно, однако же определив это однажды навсегда. Лучше время определить для сей молитвы: четверть часа, или больше, или меньше.

- Ночь самое лучшее время для молитвы, особенно полночь.

- Отказаться от употребления мяса можно; но можно ограничиться и вкушением меньшего количества.

- Акафисты и каноны хорошо читать, как положено. Посмотрите в следованной псалтири, в конце. Псаломщик поможет вам. Но не набирайте много. Можно их заменить поклонами с молитвой Иисусовой. И это тоже посмотрите. И это бывает лучше. Можно на правиле молиться коротенькими молитовками св. Златоуста, что стоят в ряду молитв на сон, произнося каждую 5-10-15 и более раз.

- Евангелие читать сидя можно, но не умаляя благоговения.

- Сколько читать псалтири? Сколько душе угодно. Одну кафизму-две-три, или несколько псалмов.

- Петь псалмы - значит читать их нараспев, как например в церкви пропевают после: Господи воззвах на вечерни.

- Почаще говеть очень хорошо, но как это устроить, смотрите сами. На какие службы церковные ходить позволяет ваш ваша гимназическая служба, - ходите, а на какие не можете ходить, за те дома исправляйте поклоны с молитвой Иисусовой, как положено также в след. псалтири.