Letters (Issues 1-8)

Милость Божия буди с вами!

Занявшись делом Пашкова, не имел я времени ответить вам поскорее. Прошу извинить. Очень рад, что в письме моем вы нашли нечто подходящее к вам. Теперь вам следует, как можно глубже внедрить в сердце те мысли и сделать их руководителями своими в том, как себя держать и как чувствовать. Когда дойдет дело до того, что они исполнят сердце ваше, тогда покой ваш пребудет с вами неотлучно. Мелочи эти не будут его растревоживать.

Брачная жизнь не затворяет двери в царство небесное, может не мешать и в духе совершенствоваться. Не во внешних порядках дело, а во внутренних расположениях, чувствах и стремлениях. Их и поревнуйте всадить в сердце. Читайте Евангелие и Апостол, и смотрите, как следует быть христианину настроену, и позаботьтесь так настроиться. Понемножку все придет и займет свое место. Главное молитва. Она барометр духовной жизни. Непрестанно надо с Господом быть: ибо без Него ни в чем успеха не будет.

Мне переслала N.N. вашу записочку с мыслию одной Пашковки. Вот-вот что желательно пособрать. Эта мысль много значит. Это дух их скопа. Вы хорошо определили неправость такого мудрования. Но хоть бы и нечем было объяснить сего нам, от этого нет ущерба. Мы говорим так со слов св. Апостолов. А они держащие Евангелие в руках, чего ради чуждаются слова Апостольского? пытайте их. "Она чувствует в себе благодать". Без Таинств нельзя сего иметь, а по самопрельщению можно так думать. Их всех обуял дух лестьчий. Собирайте побольше таких изречений премудрых. Некто пишет, что Пашковцы отделились от прочих Редстокистцев, именно тем, что не принимают Таинств. Они по сему суть истые молоканы и духоборцы. Попытайте и эту сторону дела. Но смотрите, как бы и вас не обуял тот же дух прелести. Он очень льнущ.

Благослови вас Господи всяким благословением.

Ваш богомолец Е. Феофан. 18 июня 80 г.

117. Продолжается духовное руководство ревнующей о спасении замужней христианки

Милость Божия буди с вами!

Поздравляю с праздником Светлого Воскресения Христова, а паче с выздоровлением. Помоги вам Господи совсем оправиться, а потом все быть здоровою.

Мне совсем не скучно, что вы пишете. Потому нечего вам извиняться, что пишете и будто от дела отвлекаете. Разве я все за делом сижу?! Мало ли времени проходит в пустяках. Вы нарисовали себя так, что в самом деле выходит, что вы бесплодная смоковница. Что ж? Ведь такого рода сознание очень полезно при ревности о спасении, потому что естественно поджигает сию ревность, как скоро она начинает потухать или охлаждаться. Вы уж и испытали это как пишете. К этому можно приписать: если оживляется сим путем ревность, то потрудитесь почаще возводить себя в такое сознание бесплодности, и она не даст вам оставаться без плода, когда он в вашей власти.

Вы написали, что часто совесть вас тревожит, после разговоров с приходящими. Тут будто источник вашей раздражительности. Очень не дивно, что так есть. Да ведь закон есть неотложный - ничего не допускать против чего восстает совесть, и извольте так делать. В совести Сам Бог говорит. Следовательно ее надо слушать паче всего. Бранит она вас за пусторечие и пересуды? И не допускайте их более. Пусть другие болтают, а вы молчите, и Господу исповедайте грехи свои, слыша не слышьте. За язык никто не тянет. Сами начинаете говорить, сами же можете и не говорить. Верно вас подзадоривает принять участие поговорка: "что скажут?" Что скажут, вам неизвестно. А что Бог говорит, известно из укора совести. Вот и надобно следовать тому, что верно, а не тому, что совсем безвестно: на этот пункт извольте обратить внимание. Может быть в самом деле он главный.

В церковь будто нельзя ходить? Пустое. Когда захотите - ухитритесь. Никак нельзя так хорошо помолиться дома, как в церкви. Но уж коли нельзя бывать в церкви, молитесь дома, но не ленитесь. И правило заведите, чтоб стоять на молитве утром и вечером по часу, или больше, и в продолжении дня непрестанно к Богу устремляйте верующую и преданную мысль и чувство. Вот и будет острастка и остепенение. А то вы разболтаетесь и пошли, спустя рукава, городить, что вспадет на сердце.