Letters (Issues 1-8)

Милость Божия буди с вами, Достопочтеннеший о. ректор!

Благодарствую за книжки. Труды ваши благословенны; потому нечего кряхтеть, или пятиться назад. А что иногда не ладно идет, - что делать? На то земля. А ныне она особенно волканна. Но ведь кормчий молодец не тот, что хорошо ведет судно в тихую погоду, а тот, кто при буре и волнах умеет ладить с судном. Таково ныне дело всех. И-у отмстите как Апостол велел: ухлеби, напой, согрей. - Сразу не подастся; но потом сдастся: ибо это страшная месть, как угли горячие на голову.

Что владыка внимателен к вашему делу, - конечно хорошо. Благослови Господи труды ваши под его покровительством и руководством.

Симеона Богослова я не послал вам прошлый раз оттого, что у меня их на руках очень мало. А прочитать, думалось, вы могли и из семинарской. Шлю теперь. И еще книжку о молитве.

Всех вам благ от Господа желаю.

Ваш богомолец Епископ Феофан. 9 августа 1879 г.

127. Ответ на поздравление и отзыв о присланной книге проповедей

Милость Божия буди с вами, Достопочтеннейший о. ректор!

Приношу благодарность вам и всему сонму наставников семинарии за поздравление и благожелания. Спаси Господи!

Приношу благодарность и за книгу ваших слов и речей. Очень хороши. Отзыв о них Церковного Вестника не лесть. Благослови Господи еще и еще потрудиться вам в сем роде. Проповедничество с церковной кафедры особый дар. Рассуждающих добре и пишущих добрые рассуждения много. Но в проповеди рассуждение занимает служебное место; а пишет и говорит авторски иной деятель, и тут чем меньше рассуждения, тем лучше. Самая хорошая проповедь та, которая сама склеивается и выливается. Это у вас есть, и славу Богу!

Благослови Господи ваше управление семинариею, чтоб из нее выходили лица, готовые с мудрою ревностью действовать на поприще служения св. Церкви. Дело это все более и более усложняется, по причине множащихся козней вражиих. Спасайтесь!

Ваш богомолец Е. Феофан. 23 марта 1886 г. За водою идет 3 апр.

128. О перемене службы

Милость Божия буди с вами, Достопочтеннейший о. ректор!

Приношу искреннюю благодарность за ваше поздравление и благожелания. Прошу передать благодарность и всему вашему собору учащих.

Относительно перемены службы, думаю что вам не следует этого делать. Труд во всякой службе есть! Тут привыкли и дела исполняются без особых напряжений; а что прибавляется, то вероятно, как нечто прибавочное, не слишком затрудняет; и если затрудняет, то не надолго, - пока войдет в обычную колею. Благословность к сему некая будет, когда дослужите до пенсии. Но и тогда если силы еще будут, лучше тянуть. - Служба ведь не бесполезна? Ну - так чего ж еще хотеть?! Пожить в собственное удовольствие?