Letters (Issues 1-8)

130. О молитвенном памятовании и о ходатайстве

Милость Божия буди с вами, Достопочтеннейший О. Протоиерей!

Приношу вам благодарность за поздравление меня с именинами и ваши добрые мне пожелания. Спаси вас Господи!

Вас всегда поминаю в грешных молитвах своих с желанием, чтобы Бог призрел на вас милостивым оком Своим и извел наконец вас в покой. Вы поминаете о Московском Владыке. Мне случилось писать к нему теперь и я помянул ему о вас, что из достойных внимания вы не последний. Да пошлет вам Господь крепость терпения, пока откроется вам дверь и для милостей. Его святая воля, а у Него для всего свое время.

Прошу передать мою благодарность сестре вашей Елисавете Ивановне за ее добрую память. Господь да благословит ее и супруга и деток.

Благослови Господи и вас всяким благословением! Спасайтесь!

Ваш доброхот Е. Феофан. 25 марта 1892 г.

131. Наставление ищущей спасения и молитвенное правило ей

К Н.М.

Милость Божия буди с вами!

Ищете спасения: доброе дело. Бог благословит! Ищите и обрящете.

- Но как?!

- Вы читаете мои книжки. Там все подробно объяснено. Обсуждайте и к себе прилагайте.

Покаяние, конечно, у вас в действии. Что еще нужно? - Уклоняться от грехов и делать всякое добро, встречаемое по течению жизни вашей, - не телом только, а и душою и сердцем, не внешне только, но и внутренне, т.е. чтобы и мысли и чувства всегда были богоугодны. Что еще кроме доброй жизни?! Пророк говорит: взыска Тебе лице мое, лица Твоего, Господи, взыщу. Этим выражалась непрестанная память о Боге, с непрестанною ревностью всем благоугождать Ему. Это же есть молитвенный строй - внутри.

Просите дать вам молитвенное правило. Сказанное пред сим и есть первый пункт молитвенного правила. Старайтесь всегда так держать свое внутренное, чтобы оно всегда обращено было к Богу, и всегда пред лицем Его стояло, и как бы от лица Его действовало, чтобы это делалось телом, во вне, в обычном ходе дел житейских.

Второй пункт молитвы есть молиться всегда от сердца, - не слова только произносить молитвенные, но из сердца изводить молитвенные к Богу воздыхания. Они и составляют собственно молитву. - Из сего видите, что лучше всегда своими словами молиться, а не чужими - не многословно, но сердечно. - Навык надо приобресть к сему. Приобретается же он трудами молитвословия.

Молитвословие есть исполнение правила молитвенного.