Letters (Issues 1-8)

Первый выпуск Симеона Богослова перечитываю. К концу Святой недели отпишу о. Протоиерею о нем. И скоро после того ты получишь книги для продажи. Жалея глаза, не могу долго работать, и дело тянется.

Ныне Великий четверг. День-другой, и светлое Христово Воскресенье. Поздравляю. Желаю тебе и Вареньке с Тишею светлой радости. Тебе - особенно, что облако темноватое, нашедшее на твою службу, - рассеялось.

Благослови вас Господи, всех!

29 марта 79 г.

158. Наставление о печатании первого тома толкований на послания; известие о глазе и радость о благополучии

Письма Святителя к его умирающей сестре и скорбному ее мужу (Протоиерею села Чернавска)

Христос воскресе!

Ну, вот пришла череда вступить тебе в чин издателя. Первый том послания пропущен.

Я тебе писал уже, что шрифт, бумага и формат - взять как в Душеполезном Чтении.

Когда посланы были тебе томы рукописей, там были особые заметки, нужные для корректора. Эти заметки доставь о. протоиерею Нечаеву. Он избрал какого-то корректора, который будет заведывать печатанием и корректурой. Для него очень нужны те листы. И Бог благословить. Присматривайся, в чем дело, чтобы после можно было вести самостоятельно не докучая другим.

В Тамбов ездил не лечиться, а узнать, что в глазу? Нашли катаракту. Ей надо зреть с год, и потом снять ее операциею. Тогда уж в Москву надо.

Очень рад, что дело твое так легко сошло с рук, и что вы все здоровы и благодушествуете.

Благослови вас, Господи, всех!

24 апреля 79 г.

159. Ободрение, наставления и последнее прости

К племяннику А.Р. Говорову

Милость Божия буди с вами! Буди вам Божие!

Я всегда молился и молюсь, чтобы Господь дал сестре пожить немного, пока последние дети станут на ноги. Но судя потому, что вы сказали, теперь уже надо молиться о мирной кончине. - Что же делать? Что судил Бог, тому надо покориться.

Что умирает, ничего необыкновенного нет. Вслед за нею и мы пойдем тою же дорогою. Это общий всех путь. Но все же смерть поражает всех, и мы всех умирающих имеем так, как бы они нечаянно умерли. Вы останетесь доканчивать воспитание и пристроение детей, а она отойдет, и там, что нужно и можно, приготовить для встречи вас.

Будьте мужем силы. - Скрепите сердце и мужайтесь. Ведь сестра-то сама не умрет; тело умирает, а лице умирающее остается. Переходит только в другие порядки жизни. Вот и вы, когда она отойдет, туда переходите вниманием. В теле, лежащем под святыми и потом выносимом, ее нет. И в могилу не ее прячут. Она в другом месте. Так же жива, как теперь. В первые часы и дни она будет около вас. - И только не проговорит, - да увидеть ее нельзя, а то тут. Поимейте сие в мысли. Мы остающиеся плачем об отшедших, а им сразу легче: то состояние отраднее. Те, кои обмирали и потом вводимы были в тело, находили его очень неудобным жильем. Тоже будет чувствовать и сестра. Ей там лучше; а мы убиваемся, будто с нею беда какая случилась.

Она смотрит и верно дивится тому.

У отшедших скоро начинается подвиг перехода чрез мытарства. Тут нужна ей помощь! - Станьте тогда в этой мысли, и вы услышите вопль ее к вам: "помоги!" - Вот на что вам надлежит устремить все внимание и всю любовь к ней. Я думаю - самое действительное засвидетельствование любви будет, - если с минуты отхода души, вы, оставя хлопоты о теле другим, сами отстранитесь, и уединясь где можно, погрузитесь в молитву о ней в новом ее состоянии и новых неожиданных нуждах. Начав так, будьте в непрестанном вопле к Богу - ей о помощи, в продолжении шести недель, - да и далее. В сказании Феодоры - мешец, из которого Ангелы брали, чтобы отделываться от мытарей, - это были молитвы ее старца. Тоже будут и ваши молитвы. Не забудьте так сделать.

Се и любовь!

Поскорее и меня известите, и я тоже начну, - и дети так пусть делают. - Это будет дело. А слишком горевать и убиваться мало имеет смысла. - Я пишу так, будто уверен, что сестра непременно умрет. Мне даже думается, что она уже умерла. Когда она уже такою стала, как вы писали, нечего более обманывать себя надеждами, для которых никакого нет ручательства.