Letters (Issues 1-8)

Милость Божия буди с вами!

Да благословит Господь новое лето и для вас, чтоб, при здоровье и добром устроении внутри, вы во всем благоуспешны были.

Все, что вы писали о себе, очень утешило меня. Теките путем сим твердо, - и достигнете благого конца.

А неурядицы в помыслах и чувствах, какие испытываете, все улягутся со временем, если не смотря на них не перестанете всею ревностью ревновать об одном том, что угодно Богу. К этому же один верный способ - память Божию иметь и память смертную. Они водрузят страх Божий, который будет и возбудителем на все Богоугодное и отвратителем от всего, Бога прогневляющего, и хранителем добрых внутри стяжаний, и истребителем всего залегшего там недоброго.

Память Божия зрит Господа пред собою и в себе, и тотчас замечать дает недобрые возникновения из сердца, и подавляет их. А в этом ведь и есть все дело.

Не говорите - не могу. Это слово не христианское. Христианское слово: вся могу. Но не сам по себе, а - о укрепляющем нас Господе, как уверяет Апостол. Конечно установиться в памяти Божией требует труда. И беритесь за него. На первый раз будет, что только 10 раз в день вспомните о Господе; а под конец - что только десять моментов позабудете о Нем; и наконец Солнце правды, Христос Господь, воссияет на душевной тверди вашей и будет там сиять, не померкая ни на одно мгновение. - Ищите и обрящете.

Благослови вас Господи! Ваш доброхот Е. Феофан.

Посылаю книжки: 33-й псалом и 4-й том Добротолюбия. Желаю назидания.

20 января 1890 года.

194. При посылке книги, разные советы и наставления

Милость Божия буди с вами!

Посылаю вам 5-й т. Добротолюбия - конечный. Этот том с четвертым могут заменить все книги - подвижнические. Извольте умудриться с помощью Божиею.

Я давно вам не писал, и не знаю, что у вас. Полагаю однако ж, что все идет добре, и внутри и вне. Благодарение Господу! Пусть что и не ладно; но слыша слова Апостола, о всем благодарить повелевающего, будем благодарить и за то. Ибо все от Господа, и во благо нам.

Вы в своей практике встречаете негладкости. Очень натурально: правда угловата и суковата: того зацепит, этого толкнет. А те, которые не любят правды, считают это невежливостью и даже обидою. - И пошли речи задорные и вздорные. - Помоги вам Господи тещи путем правым, не уклоняясь от него ни по каким внешним уважениям. Конечно это не так приятно; но за то совесть покойна, и милость Бога праведного близка.

Благослови Господи деток ваших! Утешаюсь тем, что вы об них пишете. Господь видимо благословляет труды ваши о них.

Покров Божий буди над вами и над всем семейством вашим.

Благослови вас Господи! Спасайтесь!

Ваш доброхот Е. Феофан. 11 ноября 1890 года.

Это письмо было написано и не отослано только потому, что не успел зашить книгу. А тут пришло ваше письмо. По указаниям сего письма нахожу нужным только сказать о преследовании В., - что лучше оставить дело без преследования. Ведь уж он наказан. И чувствует сие наказание. И еще о расстройстве вашей молитвы. Это поважнее В. Я писал вам о коротеньких молитовках, и вы отвечали, что набрали их, как я указывал. - Так вот - извольте - и утром и вечером только сими молитвами молиться. Утром прочтите с полным вниманием: "От сна востав..." и проч. благодарения Св. Троице. Затем, творите те молитовки, повторяя каждую не менее трех раз (а если больше, - не мешает) - не спеша, все с мыслью и чувством. Заключите воззваниями ко всем святым, которых поминаете, и поминаем - своих живых и умерших; и довольно; тоже и на ночь делайте, и днем иной раз прочитывайте все подряд по разу, особенно когда идете куда. Ничто так не способствует собранию внимания пред лице Божие, как эти коротенькие молитовки. - Молитву Иисусову вставляйте в среду их, как найдете удобно, чрез три и пять молитовок.