Letters (Issues 1-8)

Что вы наговорили на себя, из рук вон дурно. Полагаю, что вы когда писали, были в мрачном расположении, и немножко поприбавили. - Но прибавлено ли что к вашим подвигам, или все так есть, как вы пишите, - очень утешительно, что видите сию дурноту, отвращение к ней чувствуете и жаждете исправления. Благослови Господи такое начинание! Дело очень просто: первое - прекратить всякую неправду - большую и малую - на отрез, до положения живота, хоть бы умереть пришлось, а от правды не отступать. - Второе - прекратить не нужное самоугодие в яствах, питиях, развлечениях, и подобном. Третье - исповедаться во всем, - с твердою решимостью не возвращаться вспять, и идти бодренно правым путем.

Вам ведь известно, что никакие извинения не допускаются в отступлениях от правды, - и вообще, особенно в таких лицах как вы, - в блюстителях правды. Равно не имеют силы извинения в делах противных заповедям, и в жизни без внимания к себе и к Богу всевидящему, и имеющему судить по тому, что видит. -

Да вам как Бога забыть?! Вы служите по делам правды. Правда - Божеское дело. Бог вам вверил Свое дело, и вы Его служитель, обязанный точно сообразоваться с Его волею. Вы про это забыли. Враг подошел и внушил вам, что вы независимый распорядитель в своей области, как хочу, так и ворочу. - И пошла у вас неурядица в делах служебных, а там и в семейных и нравственных. - Ну - опомнились. - Стойте же!

Чужая молитва - помощна не сама по себе. Она прилагается к действующему, - и без сего ничего сделать не может. Да без сего и Сам Бог ничего не сделает. Все от вас. Начинайте. Бог благословит. Все уладится. Душа успокоится. И к Богу дерзновение возвратится. О вашем переходе в Воронеж, какой я помощник и советник. Могу только пожелать вам добрых - решений, - и когда на что решитесь, помолиться и сказать: Господь да благословит вас!

Да благословит Господь и детей ваших - воинствующего и готовящегося к тому же, - и всех прочих детей и всю семью вашу. Паче же благослови Господи вас самих - поправить все попортившееся, и снова начать богоугодную жизнь.

Спасайтесь! Ваш доброхот Е. Феофан. 28 октября 1891 года.

196. Духовные возбудители

Милость Божия буди с вами!

Долго не отвечал вам. - Виноват; прошу простить. Тогда, когда писали письмо, было у вас все хорошо, и вы были в радостном настроении под влиянием совершенного вами хождения пешком в Воронеж, на богомолье. - Видите, что творит твердая решительность, самоотверженная? Труд не в труд. А в конце необычно утешительное состояние сердца. В основе лежала безжалостность к себе. Извольте возлюбить ее, и не отпускайте от себя; безжалостность устрояет внутренний крест, а он дает сораспятие Христу Господу, за которое Господь тут же воздаст и благом духовным, утешением и крепостью бодрою, готовою на всякий труд. В этом и средство к недопущению и прогнанию вялости духа, сухости и безжизненности. Идите всегда наперекор себе и не давайте себе покоя, особенно чрез телесное какое услаждение.

Кроме этой безжалостности к себе, возбудителями духовными, самыми сильными бывают - стояние вниманием в присутствии Божием и непрестанное чаяние - вот - вот смерть.

Если б дал Бог сии три пунктика водрузить в сердце, тогда вам не было бы нужды ни в каких уроках и напоминаниях со вне. Найдите также какое либо дело из ряда подвижнических, которое было бы однако ж тяжеловато и соединено с затруднениями в исполнении, и наложите его на себя как закон неотложный, хоть умри, а исполни. Как это было бы благотворно для возбодрения духа?! Вы писали: "час-другой простоишь на молитве, а в душе все безжизненно". - От чего так? Я думаю, от того, что внимание ваше обращено в эту пору только на то, чтоб простоять, - и перечитать, и переговорить положенное. Это внимание надо иметь, но не впереди его держать, а на 3 и 5 месте. Напереди надо ставить чувство грешности. За тем - вот-вот смерть, суд и осуждение. - Куда укрыться? Некуда, в лоно лишь милосердия: Боже милостив буди... Под сень креста, раздери Господи на нем рукописание грех моих. Пред молитвою - всякий раз если проводить сии чувства по сердцу, то оно вялым оставаться не может. - Один старец говаривал, что самое пригодное место для молитвы - стояние вниманием на суде Божием, в ожидании, что вот-вот услышится решение! Молимся без подобной приготовки - и молитва бывает ни куда негожею. Еще от того она такова, что припоминая, как была у нас хороша молитва, несколько прежде, и думаем, что и теперь она будет такою же - стоит только стать, и все пойдет добре, а оно нейдет. Сейчас надо дело направить. Это пустяки, когда говорят, что поправить не можем, не беремся и не поправляется. Господь близ! А Он никогда не оставляет, кто искренно ищет Его.

Благослови вас Господи! Спасайтесь!