Letters (Issues 1-8)

2 июля 93 г., 5 июля 93 г.

201. Довольство настоящим, забота о детях. Разные места и лица. Афонские листки и Душеполезный Собеседник

Милость Божия буди с вами!

Очень рад, что болезни ваши пошли на оздравление. Это плод вашего духовного возбуждения. Да устранит Господь ваши немощи и телесные и духовные.

Вот так-то лучше - жить в порядке, какой Бог послал, не вдаваясь в загадки. Когда открываются новые пути жизни сами собою, тогда будто Бог зовет. А так всегда лучше - терпеливо довольствоваться данным, нежели бросаться на безвестное. Дети заботят. Это Божие бремя. Он попечитель о всех. А исполнители Его попечений первые родители, потом и все, как либо заправляющие ходом дела. Жаль! Правду вы говорите, что того и гляди, что смахнутся, если пустить их в среду ходячей жизни. Деревня и труд - какие золотые руководители. Благослови Господи правоступание вашего соседа. Да укрепит его Господь и навсегда так держать себя.

Были в Ельце. Это - мой уездный город. Родина моя - Чернавск - старый город. В Воронеже есть Чернавская улица. Это в мой Чернавск дорога. Отец Иоанн Вуколов - сват. В той же церкви есть другой иерей - племянник, женат на племяннице о. Иоанна. Что вас потянуло в Елец?!

Листок дал вам добрый урок о терпении. Терпения область широка. Не нужно искать: у всякого под ногами и на плечах она в довольной мере. Даруй вам Господи благодушествовать. Помянули вы о листке. Это Афонский. Афонцы издают: Душеполезный Собеседник - два листа в месяц. И при них иногда рассылают подобные листки, как благословение. Выписали бы, стоит 1 р. с пересылкою. Афонская часовня в Москве, на Никольской. - Много назидательного! Благослови вас Господи! Блюдите как опасно ходите. В сердце смотрите, и ничего недоброго туда не пускайте.

Спасайтесь!

Ваш доброхот Е. Феофан. 15 августа 1893 года.

202. Об участи погибших на Русалке. Наше братанье с французами. Опасение нищеты в будущем

Милость Божия буди с вами!

Поразила вас участь Русалки, и бывших на ней. Кого же она не поразила?! Все поражены, - и больше всех Государь. Но не имеем ли мы возможности найти утешение в обетованиях христианских?! Кажется имеем. Не погибель корабля ужасает, а участь бывших на нем. Станем мерять сию участь в отношении к участи вечной. Это главное. В каком положении были все эти лица? В положении исполняющих долг свой. Военный долг стоит ли в ряду Божиих? Богом определенных, и Богом награждаемых? Да! Морское воинствование неодинаково ли с воинствованием сухопутным? Да! И думается его надо поставить немного впереди и выше. Теперь судите - люди исполнявшие свой долг внезапно захвачены смертью и отошли в другую жизнь. Как их там встретят? Конечно без укора, и при том как исполнителей своего долга. Говорит Господь: в чем застану, в том и сужду. Так и их судить будет, - т.е., как исполнителей своего долга. - Исполнителям же долга предлежит добрый приговор. Теперь поставьте сие решение с тем вопросом. Зачем мы живем? Живем, чтобы, поживши здесь, на том свете встретить добрый приговор, и соответственную тому участь. Не видите ли, что отшедшие от нас на Русалке бывшие, ничего не теряют в отношении к главной цели нашего существования? - И утешьтесь!

Прибавьте к сему, смерть их была ли сладка, или мучительна? Я думаю, что подобную мучительность испытывали только великие мученики. Хоть она была непродолжительна, но меры ей определить нельзя. За что потерпели они сию мучительность? За исполнение долга.

Так терпели и все мученики, и следовательно скончавшиеся по причине крушения "Русалки" - должны быть причисляемы к сонму мучеников. Я не колеблясь решаю, что как разбойник со креста прямо в рай поступил, так и они. - Я желал бы, чтоб все матери и отцы, братья и сестры, - и жены - умерших тогда прочитали сии строки, поверили истине их, и утешились. Я почитаю смерть их, в отношении ко спасению вечному, лучше смерти всех, кои в ту пору умирали, будучи окружены родными и знаемыми. - Да упокоит Господь души их в царствии небесном!!!

- Второй у вас пункт; спасенье как бы нам не досталось от Божией правды за братание наше с французами в Тулоне, Париже и по всей Франции. Если бы братание это касалось дела веры и спасенья, то можно бы опасаться сего, а как сей стороны не имеется при сем в виду, то опасение ваше напрасно. Братаемся, чтобы обезопасить себя от разорения враждебными нам нациями, и тем успособить содевание своего спасения - среди мирного существования. - Опасение заразиться недобрыми сторонами французов, тоже не уместно. Моряков наших там пылинка. Если бы и случалось им всем заразиться, это не может быть опасным для народа нашего всего. Да и некогда заражаться?! Семь-восемь дней!!!

Зараза может идти и идет другим путем. О пресечении хода ее молиться надо усердно! - А охать и ахать - какой плод!

От сих событий переходите к себе и мрачную строите картину своего будущего. Но почему же мрачную? Хлеб есть пока, и слава Богу! А что впереди, наш вот ответ: Бог даст день, даст и пищу. Уповайте, и молча свое дело делайте. Вам нельзя не тревожиться при вопросе: что завтра? Но и успокоить вам себя ничем другим нельзя, как: буди воля Божия. - Апостол говорит: вем алкати, вем и насыщатися. Да будет так, как Господу изводится. Доволь, или скудость пошлет Бог, - все несомненно будет в видах нашего спасения, а чтоб было так, сие от нашего приема всего встречаемого нами. Благослови вас Господи всех!