Letters (Issues 1-8)

Затем, пиша об одном душевно-больном, что он несчастливцу тому сострадает, преосвященный подает совет, как врачевать его:

Не употребить ли отчитывание? - Ведь все страстные суть бесноватые. Всякая страсть имеет своего беса, который чрез человека питает свою страсть, или себя. - Выгнать его, и опор страсти опадет. Тогда с тем, что естественно, например, привычка, очень легко можно справиться.

Всех вам благ от Господа желаю. Молите Бога о мне.

Ваш богомолец Еп. Феофан. 1868 г. 26 генв.

205. По поводу юбилея Киевской Духовной Академии. О книге "Душа и Ангел"

Милость Божия буди с вами!

Благодарствую за память, за благопожелания и новости. Благослови вас, Господи, доброты ради вашей. Светло было академическое празднование. Очень жалею, что не имел возможности побывать. Да будет все во благо! Хорошо говорили говоруны. Но сближение академии и университета, желаемое, - должно быть обусловлено очень определенно: чего никто не коснулся. А один напрягался разъяснить, что и раздела никакого между ними нет: что очень куриозно. - Даруй, Господи, чтобы все учились, кто в академии, кто в университете, и чтобы учась истину Божию не покушались превратить во лжу. С.А. благослови Господи служить со страхом Божиим. Можно ведь, и не оставляя службы, жить по монашески. - Спор о душе. Вся книга моя направлена к доказанию, что естество души и ангела не может быть вещественно. Но иное дело естество, иное - образ бытия. Кто не хочет принимать душу без оболочки; тот пусть допускает сию оболочку, но мимо естества души, которое должно быть духовно. Допустив оболочку - тонкую, эфирную, получит форму и останется доволен. В Домашней Беседе за прошлый год та же статья перепечатана в исправленном виде.

Всех вам благ от Господа желаю. Молите Бога о мне грешном. Супруге и детям вашим благословение от Господа.

Ваш усердный богомолец Еп. Феофан. 1869 г. 28 окт. (по поводу юбилея Киев. Акад.).

206. По поводу распространения неверия в обществе

Милость Божия буди с вами!

Взаимно и вас приветствую и с новым годом, и с прошлыми праздниками, сила которых не связывается одним днем.

О горьком состоянии истины Божией в обществе нечего и говорить. Что ни придумывай, все из рук валится. Что делать! - Всякой в своем кругу делай, что можешь. Вам можно составить небольшое общество ревнителей для печатания листков с изъяснением веры и нравственности христианской. И пусть кто-нибудь - разносит или развозит их по городу и в деревнях. Вы возьмите на себя составление статей. Чем проще, тем лучше. В Москве это делает общество любителей духовного просвещения. - И говорят, - дело идет.

Да еще молитва осталась за нами. И все тут. Будем молиться; авось Господь пошлет смысл и разум и делателям, и тем, ради коих делатели делать должны.

Я сам печатать не могу ничего, тем более писем, которых уже некому покупать. - Если бы для народа, то, кажется, надобно их переделать и упростить. А это как сделаешь.

Всех вам благ от Господа желаю. И всему семейству вашему Божие благословение.

Ваш богомолец Еп. Феофан. 13 января.