Letters (Issues 1-8)

209. Буесловящие умники; ободрение к борьбе с неверием. У каждого свой крест. По поводу известия о кончине преосвящ. Александра

Милость Божия буди с вами!

Задолжал я вам на два письма ответом. Леность обуяла.

Благодарю вас за благожелания в новый год. Прошу принять и мои вам.

Пишете горькие вести о направлении наших ученых. Что делать? Ум есть меч обоюдоострый, - правду и режет и подрезывает. Что дивного, что наши умники начали буесловить. То ли будет?! Это еще начатки. Мы все извратим. Будем злее протестантов. Когда протестантство зарождалось, тогда еще сильно было чувство церковное, и преобразователи остепенялись им. Теперь сами протестанты уж далеко не то, что были в начале, т.е. - злее во сто крат. Эту-то злейшую злость мы от них теперь и забираем. И по нашей размашистой натуре: "на-де знай наших", всякую дрянь будем выставлять, как свет из светов. А может быть Господь пошлет спасенье простоты ради нашей.

Первухин переслал мне ваши статейки. Подвизайтесь, подвизайтесь! Только и средств у нас, - и, правду сказать, только и должно быть, что слово сильное, опровергающее положения заблуждающихся. Подыскивайте, чем можно опровергнуть противников, - и, как только подыщете, провозглашайте гласно. Голос сей везде найдет отголосок.

Вашу скорбь о неудобствах жизни в чужом краю я отчасти понимаю. Терпение Иовле слышасте? - Ну, так применяйтесь к нему. Что делать? У всякого есть свой крестик. - Этот вам достался, - тащите. И ваш труд тот же будет, что и Симона Киринейского! В чем и цель жизни? - Чтоб Господь во что либо поставил несомые нами труды. Слава Тебе, Господи, что есть что понесть! Не будь этого, чем бы нам, хоть что-нибудь показать угодное Богу? Где все по маслицу течет, там трудно спасать душу свою. Воодушевляйтесь!

Преосвященному Александру Господь да сотворит по воле Своей. Спаси его, Господи, и помилуй! Есть о чем горевать, что один одним часом раньше, а другой одним часом позже отходят. Хоть и сто лет, и то один час.

Всех вам благ от Господа желаю. Благослови вас, Господи, и супругу вашу и деток ваших. Молитесь больше Господу, и Он все исправит, если нужно.

Поклонитесь знаемым. Молитесь о мне.

Ваш богомолец Еп. Феофан. 24 генваря 1873 года.

210. При посылке книг. Господь есть всегда готовый утешитель

Милость Божия буди с вами!

Задолжал я вам ответами. Виноват! Все леность! Может быть она и еще бы держала меня; но подоспели книжки, и она уступает место другим моим повелительницам, которые заставляют меня рассылать всюду книги.

Покорно прошу принять. Передайте один экземпляр - отцу Даниилу, один - о. Димитрию Жданову, один - старцу Первухину и один - матушке игумении. В каждые руки каждого послания по книге, - стало по две книги.

Прилагаю при сем и вашего Иова. Мне нужно было только взглянуть на него. Благодарствую за присыл. Я думал что-нибудь об Иове. Но дело мудреное. Копаться же долго - нет охоты, и несподручно вдали от библиотек.

Нашли ли вы лично для себя где либо утешенье? Господь да утешит вас! Господь есть Отец утехи. И как Он везде есть; то везде, стало быть, утешенье готово от Него. Дело за приемлющими, а не за Дающим. Правда, чтоб и принять, от Него же научиться надо. Но Он всем готов и это сообщить. Близ Господь сокрушенным сердцем. Дитя все плачет, пока не найдет сосцов матери. Как только найдет, тотчас и замолчит. Дай нам, Господи, найти - и замолчать! Помолитесь о моем всеокаянстве. Леность так обуяла, что исправиться уже не могу. А ведь эта сударыня одна не бывает. Она - запевальщица, и с нею хор. Господи, помилуй!