Letters (Issues 1-8)

У достопочтеннейшего отца Антипы прошу св. молитв о моей грешности. Речь его хорошая о том, чтобы в Лавре была архиерейская служба; но избранный им архиереишка никуда негож, не только в св. Лавру. Желания - быть покрываему и ограждаему лаврскою святынею нельзя не иметь; но на то дело я негож. Мне одно пригоже - сидеть, - да если б прибавить к сему - плакать, чего окаменелое сердце мое никак не допускает.

Относительно перевода Библии я совершенно такого же мнения, как дорогой мой наставник, высокопресвященный Димитрий. И хорошо бы - приступить к делу. Начинайте переводить. Для издания составьте общество. Редактором пусть будет преосвященный Димитрий; издатели - общество, а хлопотуном по сему С.А. Первухин. Начинайте с Псалтири. Уже начата. Она напечатана в трудах преосвященного Порфирия. Некие только фразы изменить и ноты прибавить не в угоду еврейскому тексту. С.А. пусть пишет к Н.В. Елагину, который, не знаю куда, завертелся. У него найдется некто, кто возьмет на себя печатание. И пойдет дело. Издавать каждую книгу отдельно и, как можно, - дешевле. Ну! - С Богом.

Духовная наша литература распустилась. Вот, Бог даст, - новый обер-прокурор даст новый толчок. Он очень православен и - ревнив.

"Вы ближе к народу и слышите жалобы." - Чего же не заявляете? Что пишете в Вышенский лесок, - так это попусту. Соберитесь все ревнители и просите исправления.

О том, что ваш владыка так снисходительно на все смотрит, очень жалею. Но он - всегдашний молчальник.

Семену Афанасьевичу - мой поклон и Божие благословение. Благослови вас, Господи, всяким благословением.

Ваш богомолец, Е. Феофан.

220. Посылка книг для обличения Пашкова. Совет Киевской братии молиться о своем больном Владыке

Милость Божия буди с вами!

Уж не знаю, каким словом начать письмо. Пусть идет без начала.

Посылаю вам десяток писем в С.-Петербург. Раздайте их старым знакомым, а то и по городу - недуховным, для которых, по вашему суду, небесполезно прочитать их. Это против Пашкова, который есть злейший молоканин и хлыст, у которого - ни Церкви, ни таинств, ни священства, ни молитвословий, - ничего нет. Кайся, веруй в Господа и живи добре - и все тут. Прочее все - побоку. С этою проповедью он разъезжает всюду. И у себя дома собирает, и многих уже сбил с толку. Вот-вот объявит секту. Другая, побочная с ним, секта есть "апостольская община". И та в Питере имеет ход. Вот - и знайте.

Все это ваше дело, - разумей действующее священство, - хлопотать и противодействовать! А я не за свое дело взялся. Мое дело - сидеть и четки перебирать.