Letters (Issues 1-8)

Смотрите вы, - все киевские св. отцы, - вымолите святому владыке своему здоровье. Если захочете и возревнуете, - непременно вымолите. Если не вымолите, - будет значить, что не восхотели и не возревновали. И тогда вся Церковь русская будет укорять вас. Вам дело сие - вымолить здоровье владыке - оставлено; а вы пренебрегли им. Ну - и отвечайте!

Чего вам пожелать? Здоровья, благополучия, благоумия и всего, пред чем можно поставить благо.

Молите Бога о моей грешности. Всем знаемым - поклон усердный.

Ваш богомолец, Е. Феофан. 24 августа 1881 г.

221. По кончине Киевского Владыки, о его преемнике. Поклоны

Милость Божия буди с вами!

Благодарствую, что, не смотря на мою крайнюю леность, вы не оставляете меня вашим добрым расположением и памятию. Спаси вас, Господи!

О смерти покойного владыки вашего я узнал гораздо прежде вашего письма и тогда же стал поминать его в верной надежде, что и он, в свое время, воспомянет, как о всех, поминающих его, так и о мне.

Преосвящ. Иоанну, поручившему вам написать мне о сем, свидетельствую мое искреннее глубокое уважение и прошу его молитв о моей многогрешности.

Поздравляю с новым владыкою. Се - энергичный владыка! Всем поддаст бодрости. Помоги ему, Господи!

Всем знаемым прошу передать поклон - усердный: о. Димитрию, о. Даниилу, Семену Афанасьевичу, Александру Дмитриевичу, о. Арсению Выдубецкому, о. наместнику Иллариону и пр., и пр. Не всем поименно, а всем почелошно. Семену Афанасьевичу задолжал ответом. Прошу извинения. Всех благ ему желаю. Александру Дмитриевичу Ушинскому скоро возвращу рукопись и - с приложением.

Прошу всех помолиться о моем окаянстве. Благослови вас, Господи, и семейство ваше и деток ваших.

Ваш богомолец, Е. Феофан. 3 марта 1882 г.

222. Добрый отзыв о книге Ушинского против штундистов и побуждение к продолжение борьбы со штундой

Милость Божия буди с вами!

Достопочтеннейший о. протоиерей! Премного вам благодарен, что, не смотря на мою неподвижную леность, вы, время от времени, пишете, извещая о новых новостях тамошних, интересных.

В последнем письме вы поминаете о книге Ушинского. Вы несправедливы к сей книге. Весь ее недостаток в том, что она не полно разбирает опровергаемые пункты. Но автор и не скрываешь этого недостатка, а прямо сознается, что он плохой богослов и - издает книгу с тою целью, чтобы раздразнить могущих написать пополнее и побудить их приступить тотчас к сему делу. Укорять его в недостаточности опровержения потому совершенно не резонно. Всем вам ответит он: quot potui, teci, - faciant meliora potentes.