Letters (Issues 1-8)

225. При посылке книги "Невидимая брань". Старики полежать любят

К крестьянину Владим. г. Иову Ивановичу Шумову

Милость Божия буди с вами!

Достопочтеннейший о. протоиерей!

Посылаю вам "Невидимую брань". Себе возьмите, - дайте Семену Афанасьевичу и Ольге Васильевне Ушинской. Еще две, - про кого-то вы говорили в Лавре, - я забыл. Так это им. Эта тарелочка ушицы не всем, быть может, покажется по вкусу. Но будут и такие, которые скушают ее, присмакуючи. И на здоровье.

Эта книжка давно известна в русском переводе - еще из времен Голицына. Но там она не так ясна. Афонский старец несколько пояснил, а теперь и на Выше немножко пообчистил ее. И будто она стала казаться пригожей. Но - конечно у всякого свой вкус.

Виноват я, что мало пишу к вам. Прошу простить. Кажется, мне уж пора в старики записаться. А старики любят полежать. И в этом обнаруживают большое прилежание. Всех вам благ от Господа желаю.

Прошу ваших святых молитв. Спасайтесь!

Ваш богомолец, Е. Феофан. 21 сентября 1886 г.

226. Об обучении крестьянских девочек грамоте

Из творений Святителя на общую пользу

"...Молиться надо, - пишет приснопамятный святитель, - чтобы Господь дал родителям понять свою ошибку (заключающуюся в отказе крестьян учить своих дочерей грамоте) и поревновать об обучении своих дочерей. На отговорки их (родителей-крестьян) скажу малое нечто.

1) Говорят, что хоть и выучится, все не барин ее возьмет: такая же будет крестьянка. - Будто грамоте знать только и пристало господам? Всем пригодно уметь читать. И везде уж все учатся - и крестьяне, девочки и мальчики. Зачем отставать от других? Что замуж выйдет за крестьянина же, - что тут плохого? Да ведь мальчики-то все уж умеют читать. Надо и невест им подготовить умеющих читать, чтобы ровнее были. Когда муж и жена умеют читать, то придет праздник, дома будут читать Евангелие, или житие святых, или другую хорошую книгу. То муж почитает, то жена. И время будет идти душеспасительно. И мужу охотнее в праздничное время дома сидеть, когда и жена грамотна. А то скажет: что мне с тобой неграмотной сидеть - и пойдет... И то может случиться, что грамотная жена пока читает в книге, и если муж сшибется с пути, она будет знать, что при случае ему напомнить. Нет, нет... да, Бог даст, и образумит. - А когда деток Бог даст, мать грамотная сама и выучит их грамоте между делом. Так и пойдут по селу грамотные, хоть и школ не будь.

2) Неграмотная, как неведующая, согрешит, - меньше взыщется. - Да ведь это и с мальчиков так-же, и со всех, кто не знает грамоте. Так что же и грамоту с лица земли согнать? Да и Евангелие-то надо спрятать, чтобы его в церкви не читали. А то оно показывает грех, - который от того грешнее становится. Да так ли это? А Бог посылал на землю пророков и апостолов, и Сам Своим лицом приходил на землю и волю Свою святую нам открыл, как жить нам должно, спастись и все это в Божественном Писании повелел начертать, чтобы все люди читали и видели, чего от нас хочет Бог. Знать волю Божию и то, какие дела суть добродетели и какие грехи, мы все должны. И кто сего не делает, тот грешит пред Богом. И выходит, что кто держит себя в темноте и безграмотности, дважды грешит, - и тем, что не знает воли Божией, и тем, что не употребляет средств узнать ее и нарочно держит себя в темноте. А кто и детей своих держит в той же темноте, тот третий грех творит - мальчиков ли или девочек не учит. Родителям-то и самим следовало бы поскорее выучиться грамоте, чтобы читать, что говорит Господь во святом Евангелии и святые Апостолы от Его лица в Апостоле. Но уже коли время пропущено, хоть детей своих пусть обучают.

3) Выучи, в монастырь, говорят, пойдет. В монастырь тянет не грамота, а особое Божие звание. Если у кого есть дочь, желающая идти в монастырь, зачем ей мешать? Бог зовет, - и пусть идет. Себя спасет и за родителей помолится. А то выходит, будто беда какая случится, если чья дочь в монастырь пожелает. Это милость Божия и к дочери, и к родителям. Но совсем не бывает так, чтобы грамотная пошла уж непременно в монастырь. А то будет, что грамотная будет читать хорошие книги и из них уразумеет лучше, как душу спасать и, уразумевши, жить так станет и других тому научит. Спасаются не в одном монастыре. И в семейном быту спасаются, и во всяком звании и состоянии. Но грамотной или грамотному удобнее спастись, потому что чрез чтение легче уразуметь, как душу свою спасать. Вот тут ответ и на четвертую отговорку - что спастись можно и неграмотной. Можно, как против этого спорить? И грамотные погибают, и неграмотные спасаются. Все от доброй воли, или куда сердце лежит. Уж на это сам смотри, - грамотный и неграмотный. Но вот спросить бы таковых, в чем, думают они, состоит спасение родителей? Главное, в добром воспитании детей, надо их научить всякому доброму пути. Мало ли бывает у матерей времени, особенно вечером, когда ни они, ни дети ничего не делают, особенно под праздники и в праздники? Отца нет дома. Мать поговорила бы что, да не умеет. Дети шалят или спят. Время попусту проходит. А коли бы она грамотна была, развернула книгу и читала, особенно жития святых. Все бы охотно слушали. И сами себя учили бы и детей. Вот и удобнейшее спасение! И многие другие от грамоты удобства есть ко спасению. Остерегай только, чтобы не загордились и много о себе думать не стали.

5) Говорят, что замуж выйдет - все забудет. Да зачем же бросать им читать, выучившись? Как выучится, так и купи книжку, вон есть много дешевеньких, и заставляй ее читать вечерами, когда свободно, а то в праздник. Так и не забудет. Привыкнет так почитывать у отца с матерью и замужем так будет делать, - тем охотнее, что и муж будет грамотный. А я думаю еще, что грамоту трудно забыть. Кто хорошо выучится, как ее забыть? Ведь это то же, что мастерство. Кто чуть-чуть выучится мастерству и бросит, конечно, можно забыть. А кто хорошо выучится, тот не забудет. Так и в грамоте.

6) Прясть, говорят, стала, как бы не перестала? Есть о чем жалеть? Много ли девочка напрядет? И прядут-то они больше затем, чтобы выучиться прясть. Выучиться же сему они могут и обучаясь грамоте. Днем пусть грамоте учатся, а вечером прядут. То и другое будет идти рядом. И что будет-то! Мастерица какая может выйти. Есть теперь книги со всеми мастерствами: описано, что как делать. Купи ей тогда такую книжку. Почитает и чему она там ни научится - всем женским мастерствам. Времени же на обучение много не потребуется. Девочки сметливее мальчиков. Скоро перенимают и навыкают читать. Все сие и подобное передавай родителям. Авось вразумятся. Если бы я был на вашей епархии, написал бы к ним грамоту. А теперь это не мое дело. Мысли изложенные передай. Возьмут в толк - добре. А не возьмут - Господь будет им судья.

Сам же не унывай, продолжай трудиться. Когда обучишь всех мальчиков - и, о если б и девочек! - закваска будет положена, и грамота уж не переведется в селе. Ибо какой грамотный отец захочет оставить сына своего необученным?