Letters (Issues 1-8)

Милость Божия буди с вами!

Очень рад видеть, что близ есте, соседушка мой во дни оны. Я давно собирался засвидетельствовать вам, что память о вас не замерла еще. Но виноват, - все завтра, да завтра.

Молю Господа, да благословит Он вас и семейство ваше. И молитв ваших прошу о моей многогрешности.

Всех благ от Господа желаю.

Ваш богомолец Е. Феофан.

Се - книжечки! Не вздумаете ли когда взглянуть?!

12 июля 1877 г.

230. По возвращении из Тамбова Святитель благодарит за прием, посылает книжки и уведомляет о своем глазе

Ваше Высокоблагословение, Достопочтеннейший отец протоиерей!

Паки и паки приношу вам искреннюю благодарность за ваш радушный прием. Благодарю и всех ваших - матушку и детей. Да умножит Господь радости в доме вашем во все дни бытия его.

Добрались мы до Выши преблагополучно, в пятницу утром в 6 часов. Первый извозчик воистину молодец, второй извиняется неудобствами дороги.

Посылаю вам книжки - все, какие есть на руках. Нет 33-го псалма и послания к Галатам. Но они, вероятно, будут еще печататься; тогда пришлю.

Мне желательно, чтобы все ваши семейные имели нечто на намять. Потому приложил некие книги повторительно. Матушке - Добротолюбие; красавицам - красные книжки, не по созвучию, а потому что письма писаны к красавице, одну Моршанской, а другую - Агишевской; кавалерам - Путь ко спасению, по одной каждому. Прошу покорно принять сие во свидетельство искреннего моего расположения ко всем вам.

Моршанскую красавицу усердно прошу не бросать за спину последней моей к ней речи.

Глаза мои, как и было. Но вместо синих очков и дальнозорких я облек их дымчатыми - большущими, которые ничего не прибавляют к зрению, но умеряют впечатление от света.

Господам В. и И. поклон и Божие благословение. Прошу извинения, что не умел разговориться с ними. Всякого им благополучия желаю, - и голове с старцем болящим.

Вот и страстная. Теперь уж и не время браться за дело. А там Пасха. Надо радоваться, чему урочная работа, полагает большие препоны.

Желаю вам здоровья и благодушия. Прошу не забывать меня в молитвах своих.

Ваш усердный богомолец Е. Феофан. 25 марта 1879 г.

231. О своем больном глазе

Христос Воскресе!

Возлюбленнейший о. протоиерей! Милость Божия буди с вами!

Увы и ах! Глаз мой начинает меня понемногу беспокоить, а тревожит и не немного. Натолковали мне в Тамбове, что катаракт не делает боли, а зреет спокойно и что боль в глазу есть указание на воду. Мой глаз все был спокоен, и я был покоен. Но вот начала по временам показываться ломота, а в среду вечером и весь четверток она была почти без перерыва. Хоть она не сильная была, но все же нельзя сказать, что глаз был спокоен. Вот это меня и встревожило. Ну-ка не катаракт у меня, а вода? Пропустишь время, - пропал глаз. Надо бежать в Москву. Но, слава Богу! В пятницу глаз успокоился; успокоился и я, приписывая бывшую ломоту какой-либо случайности. Всяко однако ж не излишним считаю пояснить, какого рода бывают боли в глазу, когда в нем образуется вода. Как вы испытали это при боли вашего глаза, то и обращаюсь к вам с покорнейшею просьбою - напишите Господа ради, какого рода бывали у вас боли в глазу, разумею чувства больности… жгло, скребло, ломило и подобное. У меня по часту бывает чувство сухости глаза. Но посмотришь в зеркало, он кажется весь влажным, слезящим. Расскажите пожалуйста историю вашего глаза - не осложнения, а вольности.

В понедельник на страстной я послал вам книги и письма. Получили ль?