Letters (Issues 1-8)
450. Сборы в дальний путь. О написанной святителем иконе Каз. Бож. Матери. Митрополиты из Тамбовских епископов
Милость Божия буди с вами!
Вы собираетесь в дальний путь - туда, откуда нет возврата. Никому не миновать сего пути. Но как минута, когда прикажут вступить в него, неизвестна, а известно только, что она может настать каждое мгновение; то лучше всего думать, что вот-вот надо будет отправляться восвояси и всегда держать себя готовым к тому.
Когда и как написал вам икону Казанской Божией Матери, не помню. Но ваше намерение оставить ее в Уткинской церкви хорошо; чествования ради Владычицы Богородицы. Мое рисование ничего не придает вашему делу. Желаю вам в этом успеха.
Вы радуетесь, что в митрополиты С.-Пб.-ие попал владыка, бывший в Тамбове. Да, Тамбов счастлив. Можно подумать, что он поставляет митрополитов. На нашей памяти сколько?! Арсений, Макарий и сей Палладий. Да поможет ему Бог!
Посылаю вам экземпляр древних иноческих уставов.
Благослови вас Господи! Спасайтесь!
Ваш доброхот Е. Феофан. 7 декабря 1892 г.
451. Благословение жертвовательнице на икону Бож. Матери. Тоску и скуку враг наводит. О чтении Евангелия и записывании являющихся при сем добрых мыслей
Милость Божия буди с вами!
Благодарю за добрую память и поздравление с именинами. Письмо дошло как раз 12-го. Спаси вас, Господи! А прежде вы писали с о. архимандритом об иконе нашей чудотворной, которую вы облекли в великолепную ризу и в свою церковь отдали. Матерь Божия да покроет вас Своим мощным покровом от всех бед и скорбей!
Пишете, что тоска и скука томит. Беды, ведь, внешней - видимой никакой нет?! Так это вражье дело. Враг не любит покойных сердец, и вот он ухитряет каким-то образом сердце сжимать и сладкий покой из него изгонять. Молитесь к Господу и Божией Матери, и пройдет. Только не ропщите и не досадуйте на это, а говорите: по делам, по делам! И прибавляйте: прости, Господи, грехи мои ведомые и неведомые. Враг томит без толку, а вы, обратив сие томление в томление о грехах, перехитрите его, сделав его орудием доброго душевного чувства.
Скончались пр. Палладий и Геннадий. Да упокоит Господь души их. Я всегда поминал их живых; теперь буду поминать усопших, а они там о нас вспомнят и помолятся.
Вы уже поговели. И еще поговейте и причаститесь. Говеть можно непрестанно и причащаться почасту, как дух потребует. Благослови вас, Господи!
Вы уединились и одни с Господом. Благослови Господи так быть вам в сердце, как в келлии, т.е. Господь, да вы.
Чтение Евангелия есть лучшее чтение. Да подаст вам Господь и благие помышления при каждом чтении. Вон о. Иоанн Кронштадтский записывал эти помышления, и теперь издал, вышли две порядочные книги. И я однажды записывал. Пришлось посоветовать одной уединеннице, чтобы записывала добрые мысли. Но когда отослал письмо, и думалось: ведь, она не знает, что может разуметь под сим, дай для примера напишу несколько, и написал. Эти мысли напечатаны в книге: Письма к разным лицам о разных предметах веры и жизни, в самом конце - последнее письмо. Всех мыслей 162. Теперь они отпечатаны афонцами особо. Пришлю вам эту брошюрку. Пришлю также Напоминание инокиням об иночестве. Теперь дороги нет. Подождите немного.
Прошу молитв. Благослови вас Господи! Спасайтесь!