Letters (Issues 1-8)

- Относительно пищи во время лечения, можно принимать ее по предписание докторов, не в угодие плоти, а как пособие к скорейшему излечению, имея в виду по излечении построже относиться к сему делу, к пище т.е. Можно сию строгость соблюдать и при принятии скоромной пищи, именно принимать ее в меньшем количестве. Но хотя так можно, впрочем которые воздерживаются и в посты держат постный стол, хотя слабый, лучше делают: что и вам советую. От операции отказались, и вышло лучше; лучше выйдет, если и здесь откажетесь, по страху Божию. Пища всякая полезна, лишь бы была непопорченая, а свежая и здоровая. Как старцы Божии живали более ста лет, питаясь одним хлебом и водою.

Воздержание от страстей - лучше всех медикаментов; и оно дает долгоденствие.

- Пост подходит. Перекрестясь и Богу себя вручив, держите постный стол и тот воздержно. Особенно это соблюдайте в неделю говения. Спросите Афонских старцев. Я думаю и они тоже скажут. Не от одной пищи живот или здоровье, но от Божия благословения, которое всегда осеняет предающего себя в волю Божию при подъятии тягот на пути исполнения заповедей Божиих.

- После утомления плохо совершаете вечернее правило. Прежде правила походите немножко, даже наружи, если удобно, и полежите немного, пока отдохнет голова и впечатления пережитые развеются. Тогда становитесь на правило. Правила никогда не давайте себе свободы исполнять кое-как. Всегда исполняйте его как первейшее дело. Как представление пред Государя. И если время не позволяет, сократите лучше правило, а не исполняйте его кое-как. Сокращение сие при нужде сами придумайте и благословитесь на исполнение его у своего духовного отца. Или сократив в нужде, после дополняйте пропущенное, если оно общего свойства по содержанию. Держите в мысли и чувстве, что всякое себе принуждение и произволение на дело Божие видит Бог вездесущий и благословляет сие творящего.

- Что болезнь свою почитаете наказанием Божиим за грехи, это так бывает, хоть не всегда видится. Ибо все от Бога, и все ко благу нашему душевному и вечному.

- Относительно вашего дела по имуществу мне приходит на мысль предложить вам: попросите какого-либо адвоката, добросовестного и знающего свое дело, просмотреть его и дать вам совет, или даже совсем ему поручить его. Что я писал вам: прежде порешить житейские дела, а потом удалиться от мира, это и теперь говорю, потому что без этого отречение от мира будет только по имени, в сердце останется вонзенная удочка, которая чувствительно будет держать вас в области мира. Однако ж если вы надеетесь и при этом деле соблюдать душевный мир, то бегите из мира, не дожидая его окончания.

- Я не совсем вижу, какие это дела, относительно которых приходят к вам за советом, житейские или духовные? Какого бы рода, впрочем, они ни были, мера ведения вашего да будет для вас мерою ваших советовательных речей, и не стыдитесь говорить: не могу сказать, когда не ведаете ясно дела. И о духовных вещах можете давать советы в отношении к тому, что сами испытали. Путь падения вам ведом и путь покаяния и восстания от падения тоже ведом и вторичное падение и вторичное восстание, и стояние на добром пути ведомо.

Во всем этом можете предлагать советы о всем, что знаете. Чего же не испытали, говорите - не знаю, не стыдясь.

Для умножения ведения вашего о духовных делах, читайте Варсануфия и Иоанна - ответы. Это лучшая руководительная книга. И еще: почаще переговаривайте о духовных случайностях с Афонскими старцами. И наберетесь мудрости и для себя и для других.

Благослови вас Господи! Спасайтесь!

Еп. Феофан. 24 ноября 1893 г.

478. Разъяснение того, что моление к святым не есть идолопоклонство