Letters (Issues 1-8)

Милость Божия буди с вами!

Нашли теперь пристанище небурное; держитесь в нем. Господь да хранит вас и умудряет. Но и сами не дремите. Хорошо, что вы замечаете, что осталось еще от прежних мудрований и не скрываете того. Вас смущает, как вы пишете - моление к святым, и вы боитесь, как бы не подвергнуться осуждению в идолопоклонстве. Нет, наше моление святым и их чествование не имеет ничего идолопоклоннического. Было бы идолопоклонство, если бы мы почитали их богами; но мы чтим их, как слуг Божиих и ходатаев о нас пред Богом. Внутреннее чувство должно говорить вам, что вы не почитаете их Богом, и не считаете их первою причиной просимых благ, а только орудием подаяния их. Взывая к святому мы говорим: "Святый Божий, помолись о нас; умоли Господа дать нам то и то". Возьмите во внимание и вот что: мы, живущие здесь на земле, чада церкви, просим друг друга молиться о нас. Все это делают. И никто не думает, чтобы тут было что-либо идолопоклонническое. Вы пишете же ко мне: "помолитесь о том то и о том то". Опасаетесь ли при этом провиниться в идолопоклонстве? Я думаю, что никого еще в свете не было, кто б так думал. Как же это у вас в голове держится мысль, что когда святые были здесь на земле, можно было безопасно просить их о молитве, а когда они перешли туда - в царство небесное, стало нельзя? Отошедшие отцы и братия наши, не смотря на сие отшествие, пребывают в церкви Божией, так же, как и мы оставльшиеся здесь.

Отношения наши взаимные, как членов церкви, остаются те же, в силе, вот и молим их, как молили прежде.

Существо идолопоклонства в том, что твари присвояют божеские свойства, и в силу сего чтут их; мы же святым Божиим никаких божеских свойств не присвояем, а чтим их как совершеннейших из людей, в меру возраста исполнения Христова достигших, а чрез то приблизившихся к Богу, приискреннее других. Войдите внутрь себя и рассмотрите: считаете ли вы святых богами. Чувство должно сказать вам это. Если окажется, что вы считаете их такими, то перестаньте считать, а если не считаете, нечего и смущать себя помыслом - не попасть бы в идолопоклонницы.

Господь да умиротворит душу вашу. Приношу вам врачевство от подобных смущений. Как только вспадет что подобное на ум, молитесь Господу о вразумлении и придет просветление мыслей. Равно, когда придет какое страстное движение, молитесь - порадует. На молитве такой предпосылается всегда отвержение, чем сильнее отвергнуть неправую мысль и неправое желание и влечение. Господь близ и внемлет. Господь да сохранит вас от всякого зла, и да благословит в семейном отношении; сына же вашего да приимет в блаженные обители!

Спасайтесь!

Еп. Феофан. 20 января 1893 г.

479. Как поминать умерших в сектантстве родителей. Состояние душ умерших грешников. О чистилище и мытарствах

Письмо к сомневающемуся о полученном разрешении грехов

Милость Божия буди с вами!

Замедлил я ответом вам. Прошу извинить. Спрашиваете, как поминать умерших в сектантстве родителей ваших! В своей частной молитве поминайте их и молитесь о них, обращаясь к беспредельной милости Божией, и ей предавайте их участь. В церкви же нечего их поминать. Церковь молится о чадах своих, да сохраняют веру свою и преуспевают в ней, о сущих же вне церкви молится - обратить их к вере и присоединить к церкви. Как обращение сие должно совершиться здесь, на земле, то и сила молитвы сей ограничивается пребыванием на земле тех, о коих идет молитва. Церковь есть живой союз всех верующих, кои все, сочетаваясь во едино под единой главою - Христом Господом, составляют единое тело. Составляют ее верующие и живые и умершие. Неверующие - и живые и умершие - суть вне ее и вне Господа Спасителя - главы ее. Здешние неверующие призываются, и если воспользуются сим здесь и внидут в церковь, - то и там таковыми же будут, т.е. чадами церкви. Спаситель говорит: "иже веру имет и крестится, спасен будет, а иже не имет веры, осужден будет". И еще: "кто не крестится водою и духом не внидет в царствие Божие", а это на земле должно совершиться. И еще: на небе разрешенным явится только то, что разрешено на земле. Были такие опыты, что когда кто из достойных царствия умирал с каким-либо грехом неразрешенным, то Господь присуждал ему возвратиться на землю для докончания недоконченного. Умирающие вне веры и церкви похожи на самоубийц. О самоубийцах церковь не молится, ибо они умирают в смертном грехе неразрешенном, - не очищенном покаянием. Горько это слышать любви вашей о родителях своих, но к ним можно приложить, что положено о младенцах, умерших без крещения. Последние предаются беспредельному милосердию Божию. И вы предайте Богу участь родителей своих, и молитесь о них в своей частной молитве - сотворить с ними по сему милосердию и по вере вашей в сие милосердие.

- Где души грешников, не успевших оправдаться здесь? В каком-либо месте, определенном для них праведным Судиею. По смерти бывает частный суд, на котором определяется участь грешников. Но окончательное решение их участи последует на всеобщем страшном суде. До того они только ждут сего страшного момента, ужасаются и страдают от того.