Letters (Issues 1-8)
- Что такое чистилище? - Чистилище есть пункт веры католической. Это место, на котором неочистившиеся грешники здесь очищаются. Очищение совершается мучениями, соответственно грехам. В него поступают все, в которых есть какая-либо нечистота греховная. - В православной церкви нет такого ученья, а есть верование, по коему умершие с покаянием и причащением, но не успевшие понести исправительных подвигов или епитимий, восполняют сие молитвами о них церкви и милостынями за них, и конечно своими там молитвами. Они живут в надежде и не страдают, не в муках суть. Это похоже на чистилище, но не то же.
- Что мытарства? - Это образ частного суда по смерти, на коем вся жизнь умирающего пересматривается со всеми грехами и добрыми делами.
Грехи признаются заглажденными противоположными добрыми делами или соответственным покаянием.
- Найдите Четь-минеи месяц март. Там под 26 числом описано прохождение мытарств св. старицей Феодорой. - Мытарства проходят все умершие в жизни неоправдавшиеся грешники.
Совершенные только христиане не задерживаются на мытарствах, а прямо светлой полосою восходят на небеса.
Благослови вас Господь сохранить вашу ревность об угождении Богу и по ее влечению без жаления себя совершать все, что совесть ваша признает потребным для вашего спасения. Просмотрите хорошенько мою книжку: "Путь ко спасению" и еще: "Что есть духовная жизнь". Та и другая выясняют в чем главная цель всей жизни христиан, всех трудов и подвигов, и куда, потому, должно направлять сии подвиги, именно очищение сердца от страстей. У кого очистится сердце, того не задержат на мытарствах.
Спасайтесь!
Епископ Феофан. 19 мая 1893 г.
480. Разъяснение о силе таинства покаяния и получаемого по исповеди разрешения
Письмо к колеблющемуся в уповании
Милость Божия буди с вами!
Читал писанное вами о себе и о том, как вы относились к немощам своим. Похвальна ваша ревность о том, чтобы быть исправным, а когда случится что неодобрительное, чтобы то поскорее исправить. Блюдите сию ревность и сию заботу о спасении и никогда не забывайте употреблять против сего Богом данные нам средства, т.е. покаяние, исповедь и святое причащение.
По той же ревности вы и ко мне обращаетесь. Но это уже напрасный труд. Я ничего не могу прибавить к тому, что вы делаете. Больше ничего не требуется. Покаялись, исповедались и причастились. Сим все исполнено. За вами теперь остается - не повторять более того, в чем каялись. На это и обратите все внимание и всю заботу. Враг же мутит вас, и обращает ваши мысли на другое, не нужное под видом нужного. Получили разрешение, и будьте покойны - Бога благодарите; а враг заставляет вас еще искать разрешения, как будто полученное разрешение ничего не стоило. Разрешение в таинстве покаяния есть настоящее разрешение, кто бы ни совершал его. Ибо слушает исповедь Сам Господь ушами духовного отца, и разрешает Он же устами духовника. Мое разрешение излишне и Господу не угодно: ибо оно означает ваше неверие в силу таинства, и вы труд Господу даете, ища от Него нового разрешения.
Итак успокойтесь, и все свое внимание и всю заботу обратите на то, чтобы исправить в себе, что видите неисправным.
Как исправлять? - Не делать и прекратится неисправное.
Благослови вас Господи!
Еп. Феофан. 9 августа 1893 г.
481. Вразумление для борьбы с маловерием в безнадежием и укрепления веры и упования на получение спасения