Letters (Issues 1-8)

Палладий, епископ Еленопольский, прежде епископства, простым монахом долго жил (в Новогреческом Лавсаике значится 33 г.) в пустынях египетских, посещал там св. отцов, сам видел их дивные дела, и слышал из уст их учения и сказания о том, что они сами видели. Потом путешествовал по Палестине, Сирии, Малой Азии, и даже был в Риме. - Наконец в сане епископа, по просьбе Лавса, одного из великих при дворе лиц, записал все виденное и слышанное (См. его предисловие к своей книге). Нельзя предположить ни одной мысли к оподозрению сих сказаний. Сам видит чудеса, и из уст отцов чудотворцев слышит сказание о виденных теми чудесах, совершенных св. отцами, при коих они жили, - и передает все то нам. - Что может быть вернее и достовернее? - Гг. Норов и Муравьев издают свои путевые Записки; им верят, их цитуют, как авторитет. - Почему ж бы кто не поверил святителю Божию?!

Блаженный Иоанн Мосх и св. Софроний, тут же на местах, - какие посещали, - и записывали все, что видели и слышали от дивных отцов. Блаженный Иоанн Мосх привел сии записки в порядок и посвятил их св. Софронию; а сей, уже в сане патриарха, передал их верующим (см. предисловие к сей книге). - Только тот, кто привык уже ничему не верить, может не поверить св. Софронию - патриарху, спасшему для нас святыни Иерусалимские.

И Блаженный Феодорит, епископ Кирский - все, что описал, - или сам видел, или слышал от очевидцев. Вот собственные слова его: "одних из описываемых мною лиц я сам был очевидцем, а которых не видал, о тех слышал от очевидцев - людей, одушевленных любовию к добродетели, удостоившихся видеть тех подвижников, и внимать их назидательным наставлениям". - Что пишут в логике в рассуждении взвешивания достоверности свидетельств? - Свидетельство, которое передается очевидцем, или со слов очевидца, есть самое достоверное, есть достоверность, выше которой желать нельзя, - если притом передающий и образован и благонамерен, - качества, коими в такой степени обладал блаженный Феодорит, равно как и все, о коих выше упомянуто.

Достопамятные сказания составлялись не одним лицом, а собором старцев, и не в одно время, а постепенно. Тем не менее однако ж свидетельство о каждом событии, в них упоминаемом, есть свидетельство современное. В скиту был такой обычай: когда случалось какое назидательное событие, или совершалось чудо, собирались старцы, обсуживали его, удостоверялись в истине его, и повелевали писцу внести то в особую, для сей цели хранимую книгу. Этот обычай описан в vies des peres du desert d'Orient, там, где сочинитель приступает к описанию жития святых подвижников скитских (не помню какой том). Но упомянув о сем обычае, уже нечего и говорить о том, как высока достоверность всего, помещенного в достопамятных сказаниях.

Нужно бы после сего показать достоверность и каждого в частности сказания из приводимых Отеч. Записок. - Но ограничимся одним, именно сказанием о чуде, совершенном св. Макарием Александрийским над детенышем гиены. - (Не помню и не мог найти, где лежат другие два сказания). - Его передает святитель Палладий, и говорит, что это чудо рассказывал ему раб Христов Пафнутий, ученик сего (св. Макария) доблестного подвижника. - А в заключение прибавляет: кожу эту раб Христов отказал св. и блаж. Афанасию великому; и блаж. раба Христова Мелания сказывала мне, что она брала сию кожу у святого и дивного мужа Макария под именем дара гиены" - (См. Лавс. стр.71). - Можно ли еще чего требовать к подтверждению достоверности сего сказания? - По нему судить должно и о других двух, хоть в настоящее время мы и не имеем возможности указать частных черт их достоверности. Вместо заключительного увещания приведем слова блаж. Феодорита, коими он заключает свое предисловие к истории Боголюбцев. (Это же идет и ко всем выше указанным книгам):

"Прошу же тех, кои будут читать эту историю Боголюбцев - прошу не питать недоверия к тому, что здесь говорится, хотя бы пришлось им услышать и нечто превышающее их силы, - и не измерять добродетели святых по своей мере, а твердо помнить, что Господь обыкновенно соразмеряет дары Св. Духа с душевными расположениями людей благочестивых, и совершеннейшим ниспосылает и больше даров. Я сказал это для тех, которые не проникли еще в глубину дел Божиих; потому что посвященные в сокровенные тайны Духа знают, как благоволит Он к чтущим Его, и сколько Он чрез одних из людей чудодействует среди других, привлекая неверующих к Богопознанию величием Своих чудес. А кто не поверил бы событиям, о которых я буду говорить, тот показал бы, что у него слаба вера и в истину того, что совершено было чрез Моисея, Иисуса Навина, Илию и Елисея, - даже в чудеса св. Апостолов. Всякий же, кто верит в истину этих чудес, должен верить, что чужды лжи сказания и о первых, потому что та же благодать, которая действовала в тех (св. мужах библейских), была виновницею совершения чудес и чрез этих (св. подвижников). Благодать неоскудеваема и, избирая людей достойных, чрез них, как чрез какие каналы, изливает потоки благотворения".

После всего вышесказанного по праву можно требовать, чтобы сказания, выставленные Отеч. Записками, были изъяты из-под той категории, под которою поставлены, место же их там пусть займут сами Отеч. Записки, как созидатели особого фантастического мира, во всем ищущие отражения своих пустых мечтаний, в коих однако ж нисколько не виден блеск гения, и кои суть не более как произведения испорченного воображения. - Да. Где нет логики, где не пекутся о соблюдении ее правил, где не действует, следов., рассудок, который по природе своей есть логик, там естественно плетутся одни мечты и призраки фантазии, хоть их величают идеями, началами и еще как.

Приведу наконец первые мысли, вырвавшиеся тотчас по прочтении статьи Отеч. Записок, занимающей нас. - "Прочитавши статью: фантастическая зоология (Отеч. Записки Ноябрь, 1854 г.), невольно приходишь к мысли: уж не в фантастическом ли мире мы живем?! - Умники наши перестали следовать законам здравого смысла, а избрали себе в руководители воображение и фантазию, и вместо истины проповедуют свои мечтания, кои не свыше, а из преисподней, как пары, набиваются им в голову, и язык их изрыгает их, распаляем от геенны (Иак.3:6). А между тем все-таки считаются умниками, и стоят на службе распространителей просвещения. - В Отечественных Записках для отечества, которое преисполнено чистой веры, дышит ею, не готово только, но действительно проливает кровь за нее, всем в слух разглашаются чуждые ей мысли, унижающие и подрывающие веру в неопытной душе. - Чрез столетие историк будет в большом затруднении - верить ли существованию Отеч. Записок? Так они противны духу отечества, что всякому придет на мысль - не произведение ли темных басен и преданий то, что они были когда-нибудь? - Остатки его грузных томов отстоят ли истину не честного существования журнала, но вечное пятно позора и проклятия останется на тех, кои иждивают труд и время на гибель вере, на терзание сердец верующих, и на развращение умов в отечестве. - И в какое время? - Теперь ли нам восставать на веру, и набрасывать на нее какую-нибудь тень, когда ни в чем другом не можем находить для себя утешения и опоры, кроме веры?! - Государь Император всем сердцем и всею силою заботится о распространении истинного просвещения, и об отвращении зловредных учений - учреждает министерство, цензуры, и над цензурами цензуру, а зловерие и зломыслие все прорывается и находит в смельчаках добрых себе проводников. Верно нет очей, или очи неправо зрят у тех, на коих лежит долг смотреть за тем. Господи помози нам, и избави нас имени Твоего ради!"

484. Как облегчить болезни родов

Милость Божия буди с вами!

И еще Бог дает вам иметь плод чрева. Поздравляю! Господь, давший его, да даст ему и добрый исход на свет Божий. Без трудностей, конечно, это не бывает. Так положил Бог в начале в указание на то, что сделала первая жена - мать всех нас. Но и в трудностях есть степени. Господь да смилуется над вами и да сотворит сии трудности, сколько можно, менее чувствительными. Хотите вы заслужить сию льготу?! Облегчите себя от всех грехов. Теперь по необходимости вы часто бываете в покое недвижимы. И больше имеете времени заняться собою и себя осмотреть. Осмотрите хорошенько, как самый строгий следственный судья, - все неисправное затем осудите, раскайтесь в том и пожалейте, что оно запущено, потом исповедуйтесь, получите разрешение и наконец причаститесь Св. Христовых Таин. Всем этим вы заслужите встретить ожидаемую и желанную льготу.

Есть две вещи, которые наводят на нас гнев Божий, тяготящий и теснящий: неприязнь к другим и похоть, а первой бывает большой простор. Извольте потрудиться, все, чем обнаруживала себя она в вас, выяснить и положить пресечь без раздумываний, как бы это благовидно ни казалось. Неприязнь, вместо людей, обратите теперь на то, чем она в вас обнаруживалась и извергните то вон. Случалось вам читать или слышать слова Апостола: "сердце мое распространилось к вам"? Так и распространите и вы свое сердце и за то получите искомое и желаемое.