Letters (Issues 1-8)

Ваш устав о пище, сойдет. Имейте в цели - истончить плоть, чтобы поскорее замерли дурные движения и прекратились помыслы по этой части. Что там вас смущает, - что после молитв на сон приходится пить горячую воду?! Не вижу что тут может смутить. Кушайте ничтоже сумняся. Если придет помысл, обратитесь к Господу и скажите: прости Господи!

Кажется, на все ответил вам. Если что пропущено, повторите вопрос. Такая куча собралась!

Благослови вас Господи! Спасайтесь. Посланное вами получено. Благодарствую. Но прошу вперед не беспокоиться о сем.

Благодарствую сестре, что параман прислала. Прекрасно сработан.

Ваш доброхот и молитвенник Епископ Феофан.

P.S. Посылаются книги и листки. Из последних дайте что-нибудь сработавшей параман.

27 окт. 93 г. Идет - 1 ноября.

500. Об усовершенствовании дела говения. Сколь часто должно говеть и причащаться. О записывании грехов. О женских очищениях и бываемых при сем страстных мечтаниях. О кратких молитвах и о том, как воображать Бога во время молитвы.

Письма к протоиерею Михаилу Петр. Путинцеву

Милость Божия буди с вами!

Положив говеть в настоящий пост, вы прописали, что недовольны бываете своим говением, хотя любите говеть и желали бы чаще совершать это дело благочестия христианского. - Как вы не указали, в чем недовольны своим говением, то ничего про это не скажу, только приложу: старайтесь довесть свое говение до того, чтобы оно удовлетворяло вас. Можете у духовника спросить, как поправить свое говение. Что касается до чаще, то не надо учащать, потому что частость эта отнимет не малую часть благоговения к сему величайшему делу, разумею - говение и причащение. Я, кажется, уже писал вам, что довольно поговеть и причаститься в каждый большой пост из 4-х. А в посты пред Пасхою и Рождеством по два раза. И больше не ищите. Старайтесь более свое внутреннее упорядочивать и приводить в совершенство. - Замечаете также, что на исповеди читаете написанные в тетради грехи, чего священники не любят. Если не любят, то и перестаньте это делать. Верно вы пишете общие грехи, в которых кто не грешен? - А вы записывайте дела. Например - не пишите: я вздорлива, а запишите дело, в котором обнаружилась вздорливость, так: сестра сказала слово неприятное, я рассерчала, и побранились. И если поладили, прибавьте: поладили, слава Богу, или: насилу поладили. Еще: приглянулось мне лице одного человека, и впечатление это осталось. Сознав, что это дурно, я стала бороться и изгладила впечатление (лиц не сказывать). Так и о всем.

Что вы говорите про месячные кровотечения, отчего не спросить вам это у своего духовного отца. Я не знаком с этим делом: но обще сужу так: сии кровотечения не суть душевная нечистота - духовная, а нечистота вещественная - телесная. Довольно после них омываться дочиста, чтобы никакого следа не оставалось, и белье переменить, - и руки вымыть. И потом делайте с спокойною совестью все, что вы прописали, спрашивая, можно ли? - Мечтания страстные во сне пред кровотечением не вменяются в грех, потому что сии мечтания непроизвольны. Но сокрушаться о них и скорбеть надо. Зачем исходят они из души? Если согласие во сне дано, и это не беда, но более отяжеляет совесть, потому, если можно, хорошо открывать о сем духовнику. Совесть покойнее будет. Что вы во сне раскаялись, зачем, это хорошо. Сим очищается, что есть тут нечистого. Молитесь о всем Богу, да избавит вас от сих случаев.