«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Кто знает? Быть может, время кончины мiра и в самом деле не раз уже приближалось, но Милосердный и Долготерпеливый Господь давал людям отсрочку, как отменил однажды Свое Божественное определение, провозвещенное через св. пророка Иону, о гибели Ниневии. Это долготерпение Божие и возможность таких отсрочек и продления существования мiра и в будущем нисколько не освобождают нас от обязанности «Ожидать и желать пришествия дня Божия», «ожидать блаженного упования и явления славы великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа» (Тит. 2, 13), «ожидать нового неба и новой земли, на которых обитает правда», как учат о сем св. первоверховные Апостолы Петр и Павел (2 Петр. 3, 12-13).

А если св. Апостол Павел и увещевал в своем втором послании Солунян «не спешить колебаться умом и смущаться..., будто уже наступает день Христов» (2 Солун. 2, 2), то это именно потому, что новообращенные Солуняне, вчерашние язычники, не должным образом отнеслись к преподанному им великим Апостолом языков учению о кончине мiра и Втором Пришествии Христовом. Это и естественно для людей, не успевших еще проникнуться, как бы следовало, духом Христовой веры. Истинные христиане, слыша о приближении кончины мiра, не будут, как иные теперь любят выражаться, «впадать в панику», и «поступать безчинно, ничего не делая и суетясь», как «некоторые», обличаемые св. Апостолом Солуняне (2 Сол. 3, 11). Они наоборот, воспрянуть духом, памятуя постоянно завещание Своего Господа: «Начинающим же сим бывати, восклонитеся и воздвигните главы ваша, зане приближается избавление ваше» (Лук. 21, 28). Не к бездействию и не к отчаянию будет это их побуждать, а напротив – к усилению подвига христианской жизни, молитвы и покаяния, в согласии с увещанием Св. Церкви: «воспряни убо, да пощадит тя Христос Бог…». (Кондак Великого Канона).

Обратная же настроенность – отклонение от себя мысли о близости кончины мiра – она-то именно и приносит самые губительные для духовной жизни плоды – безпечность, нерадение и «окамененное нечувствие». Это то, против чего как раз и предостерегает Господь Иисус Христос в своей притче о неверном домоправителе: «аще же речет раб той в сердце своем; коснит господин мой приити, и начнет бити рабы и рабыни, ясти же и пити и упиватися: приидет господин раба того в день, в оньже не чает, и в час, в оньже не весть, и растешет его, и часть его с неверными положит» (Лук. 12, 45-46). Нежелание думать о возможной близости кончины мiра, служит причиной того греховного сна, в который ныне погружено далеко отошедшее от евангельского духа современное человечество, и о котором говорится в другой притче Христовой о десяти девах: «воздремашася вся и спаху».

Совсем не так были настроены все великие христианские подвижники и праведники, долженствующие служить для нас примером, и из них особенно почитаемый Св. Церковью преп. Ефрем Сирин, дивную покаянную молитву которого и исполненные духа подлинного христианского покаяния и умиления поучения, Святая Церковь предлагает нам Великим Постом. «Час присно провидя суда, рыдал еси горько, Ефреме»… в таких словах прославляет св. Церковь этого великого духоносного мужа, начертавшего так живо перед нашим мысленным взором потрясающее зрелище кончины мiра, Второго Пришествия Христова и Страшного Суда.

«Ни одна истина не сильна так умягчить нераскаянное сердце, как истина о Страшном Суде Божием. Знает сие враг и всячески ухищряется поставлять нас в такое состояние, что мы или совсем не помышляем о сем суде, или, если помышляем когда, помышляем поверхностно, не проводя сего помышления до сердца и не давая ему произвесть там полнаго своего действия. Еслиб и память суда не отходила от нас и сила его принимаема была всем сердцем нашим, – не было бы грешников, или были бы грешники только случайные, нечаянные, минутные, тотчас по нечаянном падении возстающие. Положим же, братие, – помнить непрестанно о суде, и сердцем воспринимать всю силу его и весь страх его» – так поучает нас современный нам великий подвижник Еп. Феофан, Вышенский Затворник: «Нарисуем в уме нашем картину Суда Страшнаго и будем носить ее непрестанно» («О покаянии» стр. 42). Только мыслью о близости кончины мiра и Страшного Суда еще можно пробудить современных христиан от греховного сна и растопить лед «окамененного нечувствия» на их сердцах. Кто думает иначе, показывает, что он сам слабо верит Слову Божию, что он сомневается...

Антихристианское «гуманистическое» мiровоззрение, пропагандирующее веру в прогресс человечества здесь на земле и подчинившее своему влиянию слишком многих в наши дни, в том числе – увы! – даже христианских священнослужителей, служит причиной того, что у современных христиан стало теперь «не модно» помышлять и говорить о кончине мiра, Втором Пришествии Христовом и Страшном суде. Страшно сказать! В наше время, если и говорят об этом, то – только в шутку. А говорить всерьез – значит навлечь на себя обвинение в сектантских настроениях. Вопреки Евангелию и учению нашей Церкви, современные умники не хотят даже и слышать об ожидающей нас вечности, а всеми мыслями своими устремляются только на то, чтобы на этой грешной земле, обреченной, по учению Слова Божия, на уничтожение огнем, устроиться получше, попривольнее. Что греха таить? Гуманистическая вера в земной прогресс и благоденствие человека на земле в душах многих современных христиан совершенно вытеснила веру в «жизнь будущаго века». И многие, очень многие, не смея совсем отвергать эту веру теоретически – ибо отвергнуть один из основных догматов христианства значило бы отречься от самого христианства – отвергают ее практически, не желая ничего слышать о возможной близости кончины мiра, Второго Пришествия Христова и Страшного Суда и досадуя на тех, кто еще осмеливается громко говорить об этом вслух.

Разве не являемся мы свидетелями такого массового «отступления» христианского человечества от Христа, какого никогда еще не было в прошлом?

Разве появлялось когда-либо в истории христианского человечества мощное государство, охватившее собою более нежели одну шестую часть света, которое ставило бы себе задачей искоренение христианства и самой веры в Бога вообще?

А это «отступление», по учению св. Ап. Павла, как раз и является главным признаком близости конца мiра, что и отмечали многократно, призывая русский народ к покаянию, наши великие праведники Еп. Феофан Затворник и приснопамятный отец Иоанн Кронштадтский. Или и их слова мы оставим без внимания?

И не внушает ли нам естественную мысль о близости «конца» самая эта безпечность перед лицом переживаемых нами грозных мiровых событий: все эти безконечные увеселения и развлечения; балы, вечера, балеты, оперетки, водевили, с заманивающими зазываниями, вроде «несмолкаемого смеха», «пьянящего веселия» и т. п.? И все это – взамен всенощного бдения, в священную для христианина воскресную ночь, и даже теперь – в приготовительные недели к Великому Посту, когда вспоминается ожидающей всех нас Страшный Суд и изгнание наших прародителей из рая.

Тем, которые спят безпечно и ничего во всем этом не видят, убеждая себя и других, что все обстоит благополучно, напомним грозные предостерегающие слова св. Апостола Павла:

«Егда бо рекут: мир и утверждение (безопасность), тогда внезапу нападет на них всегубительство, якоже болезнь во чреве имущей, и не имут избежати» (1 Солун. 5, 3).

«Но вы, братия, не во тьме», убеждает благоразумных христиан, св. Апостол Павел: «чтобы день (Второго Пришествия Христова) застал вас, как тать, ибо все вы – сыны света и сыны дня: мы не сыны ночи, ни тьмы. Итак, не будем спать, как прочие, но будем бодрствовать и трезвиться!» (1 Солунянам 5, 4-6).

«Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною», говорит Господь (Апок. 22, 12).