«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

2) являет всему инославному и иноверному мiру духовные сокровища св. Православия.

При такой высокой и ответственной миссии Русской Зарубежной Церкви чрезвычайно важным является вопрос о ее достойном возглавлении. И мы не можем не быть глубоко благодарными Всепремудрому Промыслу Божию за то, что Он даровал ей такое возглавление – сначала в лице Блаженнейшего Митрополита АНТОНИЯ, бывшего на Всероссийском Церковном Соборе 1917 года первым кандидатом в Патриархи, а после его кончины – в лице его достойнейшего преемника Высокопреосвященнейшего Митрополита АНАСТАСИЯ, нынешнего нашего Первосвятителя и высокого юбиляра.

Помимо своих личных высоких качеств истинного инока и подлинного Архиерея, Архиерея «Божией милостью», Архиерея того типа, который, увы, отходит уже в вечность, вместе со всеми прочими возвышенными и благодатными духовными красотами Святой Руси, наш Высокопреосвященнейший Владыка Митрополит Анастасий является в настоящее время единственным еще оставшимся в живых членом Священного Синода Российской Православной Церкви, избранного на последнем, свободном еще от всяких давлений и потому законном Всероссийском Церковном Соборе 1917/18 г. Следовательно, его должно разсматривать, как единственного представителя во всем мiре безспорно законной Высшей Церковной Власти для всей Русской Православной Церкви, и, в качестве уже такового, голос его должен быть особенно авторитетен. И мы знаем, что канонический авторитет нашего Первоиерарха, не говоря уже о личном уважении к нему Восточных Патриархов и всех выдающихся иерархов Православной Церкви, стоить весьма высоко.

Будучи очень строгим к себе и чрезвычайно снисходительным и милостивым по отношение к другим, готовым на максимальные уступки, что вызывает иногда естественное безпокойство у многих ревнителей нашей веры и Церкви, наш Владыка Митрополит Анастасий бывает мягок и уступчив лишь до известного предала, дойдя до которого обнаруживает обыкновенно большую твердость в отстаивании вековых канонических устоев Церкви.

Подрыв канонов церковных ведет к полному развалу всей церковной жизни. Вот почему в 1923 г.

п. Это выступление тогдашнего Архиепископа Анастасия вызвало горячее восхищение всех ревнителей Православия, начиная с Антиохийского Патриарха, который и выразил это в особом письме на имя Председателя Архиерейского Синода Русской Православной Церкви заграницей.

В этом отношении наш Первосвятитель дал нам высокий пример, и мы должны помнить, что наша Русская Зарубежная Церковь до тех пор будет стоять непоколебимо, несмотря на все безчисленные нападки врагов, пока она будет твердо и неизменно хранить такую же верность церковным канонам, всему отеческому преданию, исполненному духа подлинного православного благочестия. и всем благоговейным обычаям и традициям нашей родной старины.

Далее в этом номере из целого ряда статей, посвященных жизни и деятельности нашего Высокопреосвященного юбиляра, начиная от дня его торжественной хиротонии в 1906 году в Москве, читатели увидят, как наш Первоиерарх оставался верным самому себе на протяжении всего своего полувекового служения Церкви в Архиерейском сане и как он в течение всего этого времени неуклонно, с полным самоотвержением, старался идти тем путем подражания Пастыреначальнику-Христу, который он наметил себе в день своего наречения в своей вдохновенной речи: и доныне, несмотря на свои старческие немощи, естественные в столь преклонном возрасте, он нисколько не жалеет себя, ради служения Церкви и делу спасения душ своей паствы, а находится «постоянно в труде, бдении, изнурении» (см. ниже слово при наречении), чему мы все свидетели.

Да укрепит же Пастыреначальник-Христос душевные и телесные силы нашего возлюбленного Первосвятителя Своею всесильною благодатью и да дарует его нашей Русской Зарубежной Церкви, а, если суждено нам вернуться на Родину, освобожденную от горького мучительства безбожной власти, то и всей нашей Российской Церкви – в мире, цела, честна, здрава, долгоденствующа, право правяща слово Божественной истины!

Новостильники – без Петрова поста.

По весьма древнему установлению нашей св. Церкви, ведущему свое начало от самых апостольских времен, в понедельник после Недели Всех Святых, следующей за Пятидесятницей, начинается пост, который носит название Апостольского, или Петрова поста, так как служит подготовкой к великому празднику в честь свв. первоверховных Апостолов Петра и Павла, празднуемому 29 июня. Поскольку начало его зависит от дня празднования св. Пасхи, то он в разные годы бывает неодинаковой продолжительности: при самой ранней Пасхе – шесть недель, а при самой поздней – неделя и один день.

В нынешнем году, при сравнительно поздней Пасхе, православный поместные церкви, введшие у себя, вскоре после первой мiровой войны, новый стиль, совсем лишили себя этого поста, ибо, по новому стилю, в этом году день памяти свв. первоверховных Апостолов Петра и Павла пришелся в пятницу перед Неделею Всех Святых и, таким образом, пост этот сам собою уничтожился. То же самое случается всегда, когда Пасха приходится на 20 апреля и позже: Петров пост у новостильников тогда исчезает.

Терпимо ли такое явление?

Ни в коем случае. О Церковном установлении поста в честь свв. Апостолов, которые постом и молитвою приготовляли себя к всемiрной проповеди Евангелия, говорится еще в Постановлениях Апостольских: "После Пятидесятницы празднуйте одну седмицу, а потом поститесь: справедливость требует и радоваться по приняли даров от Бога и поститься после облегчения плоти" (кн. 5, гл. 19). Начиная с IV века, мы находим целый ряд святоотеческих свидетельств, подчеркивающих высокое уважение, которым пользовался этот пост у христиан того времени. Упоминают о нем св. Афанасий Великий, Амвросий Медиоланский, Лев Великий и Феодорит Киррский. Особенно обстоятельно и вразумительно говорит о смысле и значении Апостольского поста св. Лев Великий: "После продолжительного праздника Пятидесятницы пост особенно необходим, дабы подвигом его очистить нам мысли и соделаться достойными даров Св. Духа" (Слово 76). "За настоящим, возлюбленные, празднеством", говорит он же в другом своем слове, "которое Дух Святый освятил Своим сошествием, обыкновенно следует всенародный пост, благодетельно установленный для врачевания души и тела, и потому требующий, чтобы мы провождали его с должным благоговением. Ибо мы не сомневаемся, что после того, как Апостолы исполнились обетованною силою свыше, и Дух истины вселился в сердца их, между прочими тайнами небесного учения, по внушению Утешителя, преподано было также учение и о духовном воздержании, дабы сердца, очищаясь постом, делались способнейшими к принятию благодатных дарований. Хотя Всемогущий Своею помощью был присущ ученикам Христовым и начальниками возникавшей Церкви управлял Бог Отец, Сын и Св. Дух: однакож им нельзя было сражаться с предстоящими усилиями гонителей и яростными угрозами нечестивых, в изнеженном теле и утучненной плоти; поелику то, что услаждает внешнего человека, наиболее разрушает внутреннего, и наоборот, разумная душа тем более очищается, чем более умерщвляется плоть. Посему-то учители, примером и наставлениями просветившие всех чад Церкви, начало брани за Христа ознаменовали св. постом, чтобы выходя на брань противу духовного развращения, иметь для сего оружие в воздержании, которым можно было бы умертвить греховные вожделения... По сей-то причине установлен неизменный и спасительный обычай, после святых и радостных дней, празднуемых нами в честь Господа, воскресшего из мертвых и потом вознесшегося на небеса, и после принятия дара Св. Духа, проходить поприще поста. Сей обычай усердно должно соблюдать и для того, чтобы в вас пребывали те дары, которые от Бога сообщены ныне Церкви" (Слово 74).