«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

«Итак, стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства» (Галат. 5, 1) – увещевает христиан Св. Апостол Павел.

«К свободе призваны вы, братие», говорит он дальше: «только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти» (Гал. 5, 13).

Эта христианская свобода неразрывно связана с истиной, неотделима от нее и ею именно обуславливается.

«Познаете истину», так говорил Сам Господь Иисус Христос нежелавшим веровать в Него иудеям: «и истина сделает вас свободными» (Иоан. 8, 32). «Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (Иоан. 8, 36).

Там, где нет истины, – где воцаряется ложь, там утрачивается и драгоценное благо христианской свободы.

Самой губительной ложью нашего времени является усиленно распространяемая многими мысль о том, что «религия есть частное дело каждого человека» и что общественная и государственная жизнь людей должна протекать вне религии, должна быть «отделена» от нее. И никто не хочет замечать абсурдности такого утверждения. Ведь это – все равно, что сказать: частная жизнь человека – сама по себе, а общественная и государственная – сама по себе. Источник, из которого проистекает эта и подобного рода ложь, искусно прикрываемая разными благовидностями, для нас ясен. Кому, как не врагу человеческого спасения, важно обезбожить общественную и государственную жизнь людей, дабы через это создать условия, благоприятствующие обезбожению и каждой человеческой личности в отдельности?

И не это ли мы как раз наблюдаем в современном мiре?

Ведь вся история человечества есть не что иное, как упорная и жестокая борьба диавола против Бога за души человеческие. Церковь Христова – оплот Божий в этой борьбе для верующих. Вот почему главные удары врага направлены на Церковь. Враг стремится уничтожить Церковь или хотя бы поработить ее и тем лишить ее благодатной силы и влияния на верующих. Вся история Церкви Христовой на земле и есть в сущности борьба за духовную свободу – борьба за истину против диавольской лжи, стремящейся поработить Церковь. Когда врагу человеческого спасения не удается поразить Церковь совне, путем внешних гонений, он пытается поразить ее извнутри, путем лжи – подмены истины ложью. Так, после страшных кровавых гонений на Церковь в первые века христианства, явились ереси – лжеучения, назначение которых было – взорвать Церковь Христову изнутри.

То же мы видим и теперь. Вот откуда появляется такое множество разных «христианских исповеданий», в то время как Христом Спасителем основана лишь одна Церковь. Все это дело врага человеческого спасения, действующего по принципу: «Разделяй и властвуй!»

Не то же ли мы наблюдаем и у нас на Родине? Сначала – страшные кровавые гонения, а потом – порабощение Церкви, пленение ее ложью. Может ли быть ложь страшнее той, которая официально провозглашена там с высоты патриаршего престола в книге, изданной пол заглавием: «Правда о религии в России». (Московская Патриархия 1942)? И пусть нам не говорят о каком-то «подвиге мученичества лжи», лукаво измышленном и якобы спасающем Церковь. Такого «подвига» никогда не знала да и не может знать наша Св. Церковь, ибо она есть «столп и утверждение истины» (1 Тим. 3,15). Спасалась и утверждалась Церковь совсем иным подвигом – не ложью, а безбоязненным исповеданием истины, которое запечатлевалось пролитием крови. По выражению знаменитого апологета Тертуллиана, эта кровь мучеников была семенем христиан – она-то и явилась основанием Церкви. За это Церковь и прославляла святых мучеников, не боявшихся проливать за Христа кровь свою, но мы не знаем ни одного святого, который был бы прославлен Церковью за «мученичество лжи». Те, кто во время гонений, страшась мук, притворно воздавали поклонение идолам, разсматривались, как падшие, но ни одного из них Церковь не ублажала, как «спасителей веры и Церкви».

Никоим образом наша христианская совесть не может примириться с такой страшной и безсовестной ложью, как утверждение, будто в СССР никогда не было и нет никаких гонений на веру и Церковь, что новые мученики Российские это – «политические преступники» и «пособники черного дела». Не может быть приемлемым для нашего христианского сознания прославление богоборца и палача русского народа Джугашвили-Сталина (ныне «развенчанного» даже своими недавними сотрудниками и приспешниками), как «избранника Божия, ведущего наше отечество к славе и благоденствию», как «первого часового мiра», исполненного будто бы «великою любовью к людям», чествование его всею Русскою Православною Церковью в СССР в день его 70-летия, стояние у гроба его в почетной страже иерархов этой Церкви, служение по нем панихид, участие представителей Церкви в коммунистической пропаганде по всему свету и т. п.

Мы не восхищаем суда Божия над творящими таковая, но не можем не отмежевываться от них со всею решительностью, ибо не желаем приобщаться их лжи и через это терять нашу духовную свободу, А тем, кто защищает их поведение, напомним слова Христовы: «Никто не может служить двум господам» (Матф. 6,24). Коммунистическая власть открыто провозгласила лозунг: «Религия есть опиум для народа» и нисколько не скрывает, что ее главная задача – искоренение веры в Бога и в духовный мiр вообще. Как же могут служители официальной Церкви в СССР признавать ее властью, данною от Бога, и даже идти ей в услужение, прославляя ее и способствуя торжеству ее, а, следовательно, и торжеству безбожия, во всем мiре? – Или совсем уж забыто изречение Апостола: «что общего у света со тьмою? какое согласие между Христом и Велиаром? или какое соучастие верного с неверным?» (2 Кор. 6, 14-15).

Вот почему наша Русская Зарубежная Церковь, руководствуясь исключительно голосом христианской совести, должна была стать на путь временно – самостоятельного существования. Не желая подвергаться игу рабства, во исполнение слов Христовых, приведенных нами выше (Галат. 5,1), она избрала путь духовной свободы. При создавшемся положении, этот путь нельзя не признать единственно-правильным, а, следовательно, и каноничным, ибо канонично то, что приносит пользу Церкви, а не вред ей. И никакими канонами не может быть оправдан противоположный путь – путь духовного порабощения Церкви богоборческой власти, сколь бы ни старались об этом современные казуисты – апологеты советской патриархии.

Истинная Церковь Христова должна быть совершенно свободна и независима от каких бы то ни было давлений или влияний. Поэтому не может она, роняя свое высокое достоинство и опутываясь житейскими страстьми и попечениями, вступать в какие бы то ни было объединения и организации, устраиваемые людьми с чисто-земными целями. Нет ей места и в так наз. «экуменическом движении», поскольку оно создано людьми, отпавшими от Церкви, и не видящими или не желающими видеть истину, но ведущими своих адептов, в конечном результате, к полному безразличию в отношении к истине – к так называемому «религиозному индифферентизму». Особенную же опасность представляет собою всякого рода материальная зависимость, которая неприметно ведет к духовному подчинению и утрате духовной свободы.