«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Какая живая тут нарисована картина всего того, что творилось у нас в последнее время перед революцией и что именно привело нашу Родину к страшной, потрясающей кровавой катастрофе!

И вот, вследствие всего этого, сидим мы ныне в изгнании, «на реках Вавилонских», а братия наши, оставшиеся дома, на родной земле, страждут под страшным гнетом рабства, не лучшим Вавилонского пленения. И все вместе мы горько воздыхаем о своем прежнем, по безразсудству нашему утраченном отечестве.

«Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя!...»

Где ты теперь, некогда Святая Русь? Где наш пресветлый Дом Пресвятыя Богородицы? И можно твердо и уверенно сказать: тот уже не русский человек, у кого трогательное песнопение: «На реках Вавилонских» не вызывает подобных мыслей и чувств, у кого слезы не подступают к горлу, когда он его слышит...

Так оно нам близко и так отвечает теперешнему нашему положению!

Но при всем том, не забываем мы, однако, и общечеловеческого, общехристианского значения этого песнопения. И не только не забываем, а под впечатлением бедствия, постигшего нашу родину, даже еще сильнее его переживаем.

Эта наша русская скорбь, как и скорбь ветхого Израиля, есть только образ, земное отображение великой скорби всего человеческого рода, отлученного за грехи свои от своего небёсного отечества – от той вечной славы Божией, от того райского блаженства, к которому мы от сотворения предназначены. Все мы, грешники, поскольку мы коснеем в своей нераскаянности и упорно продолжаем жить во грехе противления Богу и Его святым заповедям, находимся в мрачном томительном плену у мучащего нас врага Божия и врага человеческого спасения – диавола, на мысленных «реках Вавилонских», далеко от своего вожделенного отечества – уготованного нам Богом вечного блаженства. Все мы – «странники и пришельцы на земли сей» скорбим и тяжко страдаем в этой земной «юдоли печали и слез». И сознательно или безсознательно все мы воздыхаем о нашем небесном отечестве, и ничто на этой грешной земле не может дать нам полного удовлетворения, ибо здесь не бывает ни одной «житейской сладости», которая была бы «печали непричастна».

Так это и должно быть, ибо, по слову Апостола, «наше житие на небесех есть, отонудуже и Спасителя ждем Господа нашего Иисуса Христа» (Фил. 3, 20).

Не напрасно, не без особой цели приводит нам на память в эти дни Св. Церковь Страшный Суд. Как бы ни отгоняли от себя современные «христиане» неприятную для них мысль о кончине мiра, Втором Пришествии Христовом и Страшном Суд, все сие неизбежно должно совершиться. И услышат тогда все неверы, все упорные нераскаянные грешники, все слишком «умные» и «перед собою разумные (Ис. 5, 21) страшный приговор нелицеприятного Судии: идите от Мене, проклятии, во огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его» (Матф. 25, 41).

«И идут сии в муку вечную» (Матф. 25, 46).

Все это напоминает нам, сынам и дщерям падшего Адама, Св. Церковь перед наступлением Великого Поста для того, чтобы мы осознали бедственность своего изгнаннического положения, в отлучении от Бога, в плену у диавола, на мысленных «реках Вавилонских», и всей душой возжелали избавления и возвращения в «дом отчий»: чтобы мы, подобно евангельскому блудному сыну, твердо решили покаяться и начать совершенно новую, иную жизнь, по сравнению с той, какую вели до сих пор, и какая привела нашу Родину – Святую Русь – к страшному падению.

Мы должны ясно сознать все наши грехи, как личные, так и общественные: все то, чем мы грешили и продолжаем грешить пред Богом, Его святым законом и спасительными уставами Матери нашей Св. Церкви. Не оправдывать себя и не говорить что так, мол, «все» живут вокруг нас, и что так-де жили отцы и деды наши «еще в царской Росси», а честно осудить себя за все грехи свои и беззакония. И прежде всего – осудить себя за то постыдное равнодушие к невыносимо-тяжким, кровавым страданиям наших братий на Родине, которое так ярко проявляется в устройстве шумных увеселений и развлечений в нашем беженском разсеянии. Это – подлинный «пир во время чумы», свидетельствующий о нашем «окамененном нечувствии».

«Како воспоем песнь Господню на земли чуждей?» – вот какими чувствами должно характеризоваться наше настроение в беженстве, если мы на самом деле, а не на словах только, любим нашу Родину и скорбим об ее утрате. И не повторять заграницей всего того, что привело нашу Родину к гибели!

Мы должны решиться начать жить так, как повелевает звание и достоинство православного христианина: не так, как жили те неразумные русские люди, которые навлекли праведный гнев Божий на нашу Родину, а так, как жили те наши благочестивые предки, для которых христианский идеал СВЯТОСТИ был высшим идеалом жизни, вследствие чего Родина наша получила возвышенное наименование СВЯТОЙ РУСИ.