«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

По учению Слова Божия, особенно образно и ярко выраженному в посланиях Св. Апостола Павла, Церковь есть Тело Христово, у коего Глава – Сам Христос, а все мы – члены этого Тела (см. Ефес. 1, 22-23; 2, 18-22; 4 глава вся, а особенно 11-24; 5, 23-25; Колос. 1, 18-24).

Другое образное сравнение, которое употребляет Слово Божие для того, чтобы уяснить нам понятие Церкви, представляет Церковь в виде величественного здания – "дома духовного", устроенного из "живых камней", в котором "краеугольным камнем" и единственным "основанием", в собственном смысле, является Сам Христос (Деян. 4, 11; I Петр. 2, 4-7; I Кор. 3, 11-16; 10, 4). Христос – основание этого величественного здания Церкви, а все мы – "живые камни", из которых это здание сложено.

Из этого должно быть совершенно ясно, что надо понимать под "оцерковлением жизни". "Оцерковить" свою жизнь это значит – ЖИТЬ С ЯСНЫМ И ГЛУБОКО-УБЕЖДЕННЫМ СОЗНАНИЕМ, ЧТО ТЫ ЯВЛЯЕШЬСЯ ЧЛЕНОМ ТЕЛА ХРИСТОВА, ОДНИМ ИЗ ТЕХ "ЖИВЫХ КАМНЕЙ", ИЗ КОТОРЫХ ПОСТРОЕНА ЦЕРКОВЬ. И ЖИТЬ ТАК, КАК ЭТОГО ТРЕБУЕТ ТАКОЕ CОЗHAHИE, чтобы не стать негодным членом, который отсекается от тела, камнем, выпавшим из постройки, или по образному сравнению Самого Господа Иисуса Христа, ветвью засохшею, которая как не приносящая плода, отсекается от виноградной лозы и бросается в огонь, где и сгорает (Иоан. 15, 1-6).

Вот для того, чтобы не испытать такой горькой участи и не погибнуть навеки необходимо "оцерковить" свою жизнь: необходимо не только "числиться" в Церкви, но и "жить" в Церкви, быть в полном смысле слова ЖИВЫМ ЧЛЕНОМ ЦЕРКВИ, УЧАСТВУЮЩИМ В ОБЩЕЙ ЖИЗНИ ЦЕРКВИ, КАК ТЕЛА ХРИСТОВА, КАК ЕДИНОГО ЦЕЛЬНОГО ОРГАНИЗМА.

Все ли современные христиане "живут" в церкви?

Увы! далеко нет. Поэтому-то и приходится нам теперь поднимать вопрос о необходимости оцерковления жизни, о чем было бы странно говорить в первые века христианства, когда все, принадлежавшие к Церкви, действительно "жили в Церкви". Как мы знаем из книги Деяний Апостольских, первые христиане настолько "жили в Церкви", что их личная жизнь как бы сливалась с жизнью всей Церкви: "они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах... были вместе и имели все общее: и продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого; и каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа" (Деян. 2, 42-47). Само по себе то обстоятельство, что первые христиане не только числились в Церкви, но и "жили в Церкви" имело громадное миссионерское значение: "Господь ежедневно прилагал спасаемых к Церкви" (2, 47) – настолько вдохновлял и влек к подражанию высший пример такой истинно-христианской жизни, что и окружающие христиан, видя их жизнь, возгорались желанием стать христианами.

И далее Дееписатель характеризует, жизнь первых христиан такими же чертами: "У множества уверовавших было одно сердце и одна душа, и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее... Не было между ними никого нуждающагося, ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданнаго и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду. Апостолы же с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа, и великая благодать была на всех их" (Деян. 4, 32-35)).

Что это, как не наглядное исполнение на верующих замечательной, так называемой "первосвященнической молитвы" Господа Иисуса Христа: "да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в нас едино" (Иоан. 17, 21)?

Такое приискреннейшее, теснейшее единение всех верующих, во образ единства Трех Лиц Пресвятой Троицы, и есть ЦЕРКОВЬ. И тот, кто искренно, всем сердцем, всем внутренним существом своим участвует в таком единении благодатной Истины и Любви, – тот именно и "ЖИВЕТ В ЦЕРКВИ".

Недолго, к сожалению, продолжалась эта, почти идеальная вначале, жизнь первых христиан, и чем дальше, тем все боле и более отходила она от своего идеала – расцерковлялась. Причин этому было много, и не наша задача разбирать теперь подробно все эти причины. Главная из них была – постепенное возобладание в христианах "духа мiра сего, во зле лежащаго" (I Иоан. 5, 19), оскудение веры и любви, умножение беззаконий и, вследствие этого, превращение христианского общества в "соль обуявшую" – потерявшую свою силу, от чего так предостерегал Своих последователей Сам Господь Иисус Христос (Матф. 5, 13). И в настоящее время жизнь христианского общества настолько "расцерковилась", что большинство христиан нашего времени – "христиане" только по имени: они лишь формально принадлежат к Церкви, но не "живут" в Церкви.

Вот почему для христианских пастырей нашего времени во всей остроте встал, как главный вопрос их пастырской деятельности, – вопрос об оцерковлении своей паствы, а в какой-то мере, быть может, вопрос и об оцерковлении самих себя, поскольку этот процесс "отступления", о котором предрекал св. Апостол Павел (2 Солун. 2, 3) постепенно захватываете все больше и больше не только рядовых пасомых, но и самих пастырей, стремясь и их сделать "солью обуявшей".

Все должны бороться с этим захватывающим христианское общество расцерковлением жизни, во имя спасения своей души и душ своих ближних, но в первую очередь этот долг лежит, конечно, на пастырях Церкви. Главная задача современного христианского пастыря это – оцерковление самого себя и своей семьи, дабы дело это велось успешно и дабы никто не мог сказать пастырю, ревнующему об оцерковлении своей паствы: "Врачу, исцелися сам!" (Лук. 4, 23).

Какие же можно предложить практические указания для такого оцерковления жизни?

Разсмотрим для этого прежде всего по порядку все те черты, которыми характеризовалась жизнь первых христиан, в согласи с вышеприведенными нами местами книги Деяний Апостольских,