«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

И тут опять-таки, само собой понятно, что лучше всего приучать к такому общему участию в Богослужении свою паству еще с самого раннего детского возраста. Как важно поэтому каждому пастырю иметь при своем храме церковно-приходскую школу! Не так-то просто "оцерковить" взрослого или, тем более, пожилого человека, всю жизнь свою прожившего вдали от Церкви, но зато какой благодатный и подлинно благодарный труд воспитывать в духе церковности столь восприимчивые и отзывчивые ко всему доброму и святому души детей! И можно со всею решительностью сказать, что пастырь, пренебрегающий этой своею главною и священною обязанностью, не исполняет своего основного пастырского долга и самого себя лишает величайшего утешения и высокого духовного удовлетворения. Никогда не следует при этом смущаться малочисленностью детей в приходе и этим оправдывать свое небрежение: надо помнить, что, по словам Христовым, одна душа человеческая ценнее всего материального мiра (Марк. 8, 36-37).

Надлежит при этом пастырю помнить, что самый опасный у детей возраст это так называемый "переходный!" – приблизительно от 12 до 16 лет, – когда он сугубо должен блюсти, дабы дети, попав под разного рода недобрые влияния, не ушли от Церкви "на страну далече".

Для того, чтобы удержать в Церкви подростков, превращающихся в юношей и девушек, назначаются Св. Владимирские кружки молодежи или соответствующие им церковные организации. И тут не следует смущаться малочисленностью таких представителей молодежи в приходе, а вести регулярные занятия с ними, сколько бы их ни было, хотя бы двое или трое.

Наконец, весьма важным способом воспитания всей своей паствы в духе церковности, после всего вышесказанного, является регулярное произнесение проповедей и ведение внебогослужебных бесед по воскресным или по иным дням, где как удобнее, в зависимости от местных обстоятельств. И в проповедях и во внебогослужебных беседах пастырь непрерывно должен проводить и подчеркивать ту основную мысль, что все верующие являются живыми членами единого Тела Христовой Церкви, и все должны принимать самое деятельное участие в общей жизни этого Тела, возгревая в себе любовь к Главе этого Тела – Христу Спасителю нашему – я к сочленам своим – ближним нашим. Очень важно чаще возвращать мысль и чувство слушателей к жизни первых христиан, стремясь воодушевить их ревностью подражать им. Не нужно чрезмерно увлекаться разными высокими и отвлеченными религиозно-философскими темами, желая угодить образованным прихожанам, а надо больше и чаще говорить о том, к чему обязывает нас жизнь в Церкви: как мы должны жить, чтобы не быть чужими в Церкви, но чтобы, наоборот: все, чему учит, что заповедует нам Церковь, было бы для нас своим, родным, близким, дорогим, таким кровным достоянием нашим, за которое мы готовы были бы жизнь отдать. И прежде всего надо начинать с обучения верующих их внешнему поведению, ибо, как говорят Св. Отцы, "внутреннее без внешняго не спеется"; как правильно осенять себя крестным знамением, как молиться утром и вечером, перед едой и после еды, перед началом всякого дела и по окончании его; как помещать в комнатах своей квартиры св. иконы и возжигать перед ними лампады и как правильно чтить их, дабы быть в состоянии дать должную отповедь хулящим св. иконы сектантам; как входить в церковь и как вести себя в ней во время Богослужения: как правильно прикладываться к св. иконам и прочим святыням, как возжигать перед ними свечи, как класть поклоны поясные и земные, когда не полагается делать земных поклонов и почему; как готовиться к исповеди и в чем должно состоять говение, как приготовляться ко Св. Причащению, как подходить к св. Чаше, как вести себя после Причащения и т. д. и т. д.

Верующие, чтобы быть людьми церковными, непременно должны знать о существовании книги "Требник" и о том, что эта книга содержит весьма важные молитвословия и последования Таинств, освящающих всю их жизнь, начиная от появления человека на свет и кончая преданием тела земле после смерти и молениями об упокоении душ усопших. Крайне важно внушать верующим, чтобы они при всяком случае своей жизни обращались к молитвословиям этой книги и на все, что ни предпринимают, испрашивали таким путем благословения Церкви.

Как важно добиться пастырю такого знания Богослужения его пасомыми, чтобы он никогда не чувствовать затруднения в его совершении в любой день недели: чтобы всегда нашлись в его приход верующие, которые могли бы читать, петь и прислуживать, даже при отсутствии официального псаломщика, и пономаря.

Необходимо постоянно внушать пасомым важность соблюдения постов, установленных Церковью, и при этом указывать, что нарушающий пост, "кроме немощи телесныя" и без благословения своего духовника, тем самым отпадает от Церкви, поскольку 69-ое Апостольское правило повелевает тех, кто не постится в св. Четыредесятницу, а также в среду и пяток, отлучать от Церкви. Важно знакомить верующих и с другими каноническими правилами, определяющими их жизнь и поведение, как членов Христианской Церкви, – особенно с правилами о брачной жизни, о развлечениях и увеселениях, несовместимых с христианским званием и друг.

Немалое значение имеет также напоминать верующим о всех тех благочестивых обычаях и традициях, которые хотя и не являются прямым церковным установлением, но вполне согласны с духом подлинной церковности и православного благочестия и в то же время – предостерегать от разного рода чуждых нашей вере, а зачастую и прямо противных духу Церкви, обычаев и традиций, вторгшихся к нам с Запада, растлевающих подлинную церковность и разрушающих наш исконный православный быт. Вообще, укрепление в жизни паствы унаследованного от наших благочестивых предков православного церковного быта чрезвычайно важно и потому тоже должно входить в задачу пастыря. Но не только в проповедях и внебогослужебных беседах надлежит пастырю стремиться внедрить в своих пасомых дух церковности; он должен использовать для этого каждый благоприятный случай: при всякой встрече со своими прихожанами, у себя ли на дому, у них ли в гостях или где-нибудь в другом месте, даже при случайной встрече на улице, истинный пастырь не смеет забывать о своем основном долге – воспитывать в своих пасомых дух истинной церковности и при этом действовать не только словом, но и личным примером, который бывает иногда сильнее и действеннее слова. И надо твердо помнить, что нет хуже – когда слово у пастыря расходится с делом. Многие, особенно в наше время, часто этого совсем не прощают, осуждают и хулят пастыря и тем подрывают в корне весь его, даже самый искренний пастырский труд, направленный на оцерковление паствы.

Вслед затем перед пастырем лежит высокая задача – оцерковить, одухотворить весь внутренний мiр своих пасомых, расположив их к чтению духовно-нравственной литературы и внушив им отвращение к чтению тех омерзительных, растлевающих душу и сердце книг, которые в настоящее время сотнями тысяч выбрасываются на книжный рынок. Он должен внушить любовь к чтению Книги книг – Слову Божию, к житиям святых угодников Божиих и дивным вдохновенным творениям Святых Отцев, раскрывающих нам красоты подлинной духовной жизни – сокровенной жизни в Боге; так тонко, образно и наглядно, как никакой светский психолог, рисующих всю возвышенную привлекательность христианской добродетели и всю низменную, отталкивающую природу греха и греховных страстей, столь омрачающих земную жизнь человека и ввергающих его поистине в бездну зол, а по смерти уготовляющих ему геенну огненную.

Вот, в общих чертах, весь круг оцерковления жизни, современного христианского общества, в значительной части своей, если не в большинстве своем, далеко-далеко отошедшего от духа подлинной православной церковности. Громадная задача! Велик и тяжек подобный труд пастыря и был бы он совсем непосилен ему, если бы не сопутствовала пастырю во всех делах его дарованная ему в таинстве Священства всесильная благодать Божия, "всегда немощная врачующая и оскудевающая восполняющая". Уповая на эту благодать и твердо веруя, что "невозможное человеку возможно для Бога" (Матф. 19, 26), пастырь многого может достигнуть на этом благодатном поприще, если начнет этот труд оцерковления жизни с самого себя.

Обращение к русской молодежи Духовного Руководителя Свято-Владимирских кружков молодежи епископа Аверкия

Православная русская молодежь! Дорогие чада мои о Господе!

"НАЧАЛЬНИКА НАШЕГО ВО БЛАГОЧЕСТИИ ХРИСТИАНСТЕМ, ПРИИДИТЕ, ВОСХВАЛИМ, ЛЮДИЕ РОССИЙСТИИ, ПРИСНОСЛАВНОГО ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ ВЛАДИМИPА, ИДОЛЫ ПОПРАВШАГО И СВЯТЫМ КРЕЩЕНЬЕМ ЗЕМЛЮ РУССКУЮ ПРОСВЕТИВШАГО" – так призывает нас Св. Церковь почтить нашего Просветителя, нашего Духовного Вождя и Отца в высокоторжественный для нас, русских людей, и знаменательный день его памяти 15 июля ст. ст. (28 июля по нов. ст.).

Призываю и я вас, дорогие чада мои духовные, собраться – вот уже в седьмой раз – накануне этого дня – в субботу 14/27 июля, по установившемуся у нас обычаю, у подножья строящегося в Кассвиле Храма-Памятника Св. Кн. Владимиру, для того, чтобы достойно прославить там нашего великого Просветителя общей церковной молитвой и провести время с пользою для душ наших, в назидательных собеседованиях и хорошем дружеском взаимообщении.