«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Чему бы ученики Господа могли учить людей, если бы они сами прежде того не были научены? – Существует ходячее мнение, что Апостолы были люди простые, неученые. Такое утверждение справедливо только отчасти – постольку, поскольку Апостолы действительно не окончили никакой школы, никакой духовной семинарии или академии. Но разве можно забыть и не принимать во внимание того, что ведь их больше трех лет учил Сам Господь, Божественный Учитель, Воплотившийся Сын Божий? Наука, полученная ими от Господа, разве не выше всякой другой школьной науки? Как же можно называть их людьми неучеными? Каждый из нас разве не променял бы со всей охотою и горячностью образование, полученное в семинарии или в академии, на то, чтобы учиться у Самого Господа, подобно Апостолам? Но увы! это теперь для нас невозможно, а потому мы с радостью должны использовать всякую возможность получить духовное образование хотя бы в наших духовных школах, ибо и в них преподается то же Божественное учение, которое проповедовал, живя на земле, Сам наш Божественный Учитель.

Враги образования обыкновенно любят утверждать, что для проповедников Слова Божия довольно благодатного озарения от Духа Святого, и весь успех Апостольской проповеди объясняют исключительно тем, что на Апостолов в день Пятидесятницы сошел Дух Святый. Совершенно несомненно то, что без сошествия Духа Святого Апостолы не были бы тем, чем они стали, – вдохновенными и неустрашимыми благовестниками евангельского учения по всей вселенной. Недаром день Пятидесятницы и называют «днем рождения Церкви Христовой». Но вместе с тем неправильно думать, будто Дух Святый Сам Собой сообщает человеку какие-то совершенно новые для него знания, может заменить недостающее ему образование. Конечно, в первые века христианства бывали и чрезвычайные дары Святого Духа, как например, дар языков и др., но, как правило, благодать Святого Духа лишь одухотворяет человека, возвышает естественные силы и способности человека над их естественными границами, – она «немощная врачует и оскудевающая восполняет». По словам Самого Господа Иисуса Христа Дух Святый обещан был Апостолам не для того, чтобы сообщить им какие-то совершенно новые знания и сведения, а для того, чтобы «воспомянуть» им все то, чему Сам Господь учил их во время Своей земной жизни и чего они без помощи Духа Святого не в силах были вполне уразуметь и усвоить.

Что же говорит Слово Божие об учениках и Апостолах Господа? Чем они занимались в первую очередь? Книга Деяний Святых Апостолов, а затем и их послания свидетельствуют нам, что они, исполняя в точности повеление Своего Божественного Учителя, прежде всего учили. Учили так же, как это делал Сам Господь, учили во храме, учили в синагогах, учили в домах и на распутьях дорог. Уча людей, великий Апостол языков Павел прошел насквозь всю тогдашнюю культурную Европу, - побывав даже в знаменитом афинском ареопаге, состязаясь с философами языческой древности, чем показал свою разностороннюю ученость, которая не мало способствовала успеху его проповеди. Из пастырских посланий его мы убеждаемся, что и преемникам своим Епископам и Пресвитерам св. Апостолы оставили ту же заповедь – учить людей истинам христианской веры.

Итак, для того, чтобы стать христианином, необходимо учиться. Тем более необходимо учиться и много учиться тому, кто хочет стать пастырем для того, чтобы учить других. И вот читая и изучая творения великих Отцов Церкви, мы видим, какое громадное значение придавали они необходимости образования для готовящегося стать пастырем. Сейчас нет у нас времени, чтобы подробно говорить на эту тему. Мы приведем здесь только некоторые изречения Отцев, которых наша св. Церковь именует Великими Вселенскими Учителями и Святителями, не находя в своих богослужебных песнопениях достаточно слов, чтобы достойно восхвалить их.

Вот, например, какого мнения держался относительно образования св. Василий Великий, Архиепископ Кесарии Каппадокийской, автор «Шестоднева» и многих других замечательных творений, красноречиво свидетельствующих о его многосторонней образованности. «Не должно унижать образования», говорит он в своем похвальном слове своему другу и сподвижнику св. Григорию Богослову, «как разсуждают об этом некоторые: напротив, надобно признать глупыми и невежественными тех, кто, держась такого мнения, желали бы всех видеть подобными себе и избежать обличения в невежестве».

А вот и мнение самого св. Григория Богослова, которого св. Церковь за его глубокое проникновение в тайны нашей св. веры именует, «умом крайнейшим». Говоря о необходимости самой серьезной подготовки кандидатов священства, он высказывал следующую мысль: «Положим, иной непорочен и взошел на верх добродетели: все еще я не вижу, каким запасшись знанием, на какую понадеявшись силу, отважится он на такое начальство. Ибо править человеком, самым хитрым и изменчивым животным, по моему мнению, действительно есть искусство из искусств и наука из наук. Брать на себя труд учить других, пока сам еще не научился достаточно, по моему мнению, свойственно только людям крайне неразумным и дерзким». «Большое невежество так думать!» Тем, кто ссылался на простоту Апостолов св. Григорий говорил, что они находились «под особенным действием благодати». С горечью говорил он о скоропалительных рукоположениях неподготовленных к своему высокому и ответственному служению священников: «Мы сразу создаем священников и повелеваем им, быть мудрыми, хотя они не владеют никакою мудростью».

Особенно сильно говорит о необходимости самого тщательного и разностороннего образования для желающего принять на себя великий и многотрудный подвиг священства в своих замечательных, поистине классических «Шести словах о священстве» «златословесная ластовица», как умиленно-любовно именует его наша св. Церковь, великий столп и наставник благочестия св. Иоанн Златоуст. Приписывая особенный успех проповеди св. Апостола Павла его глубокой богословской учености и риторскому искусству, в лучшем смысле этого слова, св. Златоуст, заключает: «Каким образом, кто-либо, оставаясь невеждою, будет обличать противников веры и заграждать им уста? Мы сами обезображиваем священство, поручая его людям вовсе неопытным, которые на вверенный им народ навлекают множество зол».

Великий отец западной Церкви св. Амвросий Медиоланский, принявший сан Епископа неожиданно для самого себя и не готовившийся поэтому к этому ответственному служению, хотя и имевший блестящее светское образование, остро почувствовал, как необходимо богословское образование добросовестно относящемуся к своим обязанностям пастырю. Всю жизнь он потом усиленно работал над своим собственным духовным самообразованием и был, вследствие этого, чрезвычайно строг ко всем ищущим священства, (как мы это видим из его замечательного творения: ''De officiis ministrorum"), требуя от них самой тщательной подготовки.

Столь же строгим и требовательным был в этом отношении и другой великий западной Церкви св. Григорий Двоеслов, Папа Римский, как это видно из его знаменитого «Пастырского Правила».

Все эти великие отцы Церкви, как и многие другие, которых мы здесь за краткостью времени не упоминаем, сами отличались высокой образованностью. Будучи воспитаны еще с детских лет в своих семьях в строго христианском духе, они не чуждались и тогдашнего, еще языческого, светского образования, учась в лучших философских школах того времени и у знаменитых риторов, к каковым надо отнести, напр., учителя св. Иоанна Златоуста языческого ритора Ливания, мечтавшего даже сделать св. Иоанна своим преемником.

История Церкви ярко и выразительно свидетельствует о том, какую поистине великую и неоценимую услугу вере христианской, в деле ее торжества над разными заблуждениями и лжеучениями, оказали именно эти многоученые и всесторонне образованные витии церковные – великие святители и учители, подлинные столпы Церкви, столпы Православия, основания и утверждения веры нашей, как благодарно именует их наша св. Церковь в своих богослужебных песнопениях.

Так было на протяжении ряда веков. Наше время требует не меньшей, а, может быть, даже еще большей подготовки со стороны желающего стать пастырем. Как будет современный пастырь бороться против все растущего и дерзко подымающего голову безбожия и материализма, против все более и более размножающихся сект, нагло искажающих великие и святые истины христианства, без серьезной богословской подготовки, без основательного всестороннего образования?

Но при этом, что особенно важно и что особенно необходимо твердо помнить: это образование не должно быть чисто внешним, формальным, схоластическим и рационалистическим, но непременно должно соединяться с соответствующим воспитанием сердца и воли в духе подлинного христианского благочестия. Внешнее образование и внутренняя работа над воспитанием сердца и воли должны идти параллельно. А это мы и имеем, к счастью, в нашем Св. Троицком монастыре, что для нас особенно дорого.

Наша Семинария совершенно особого типа. Она не похожа на те семинарии, которые были прежде у нас в России. Воспитанники ее живут в монастыре и подчиняются всем требованиям строго-аскетического монастырского режима, наравне со всеми монахами. Это отнюдь не значит, что мы всех поступающих к нам в Семинарию принуждаем к принятию монашества. Каждый оканчивающий Семинарию сам свободно избирает для себя путь своей дальнейшей жизни, своего служения Богу и Церкви: путь монашества или путь служения в мiру. Но все кандидаты священства, какой бы путь жизни и служения для себя они ни избрали потом, по нашему глубокому убеждению, должны пройти курс монашеского воспитания ума, воли и сердца.