«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Для таких христиан-подвижников Крест Христов и является ободряющим и вдохновляющим знаменем, в котором они, на протяжении всей своей жизни, почерпают неистощимый запас благодатных сил. Крест Христов – их единственная радость и похвала, и они ничего другого не желают даже знать, повторяя с Апостолом: «мне же да не будет хвалитися, токмо о кресте Господа нашего Иисуса Христа, Имже мне мiр распяся, и аз мiру» (Гал. 6: 14). Прекрасно объясняет эти слова преп. Авва Дорофей: «когда человек отрекается от мiра, тогда распинается ему мiр... когда же, освободившись от внешних вещей, он подвизается и против самых услаждений, или против своих пожеланий и умертвит свои страсти, тогда и сам он распинается мiру». Это отречение от мiра, в известном смысле, обязательно для всех христиан, а отнюдь не для одних монахов, как некоторые ошибочно думают, ибо иначе не говорил бы Апостол: «дружба с мiром есть вражда против Бога» (Иак. 4:4) и не увещевал бы нас: «не любите мiра, ни того, что в мiре» (1 Иоан. 2: 15). Это потому, что «все что в мiре: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская» (1 Иоан. 2: 16) и «весь мiр лежит во зле» (1 Иоан. 5:19). Как ясно видим мы это особенно в нынешнее время!

И вот, несмотря на столь определенное учение Слова Божия, несмотря на весь многовековой явно-аскетический строй церковной жизни, так ясно выраженный и в канонах Церкви, и в богослужебном чинопоследовании, и в святоотеческих творениях и в житиях святых, в последнее время в недрах самой нашей Православной Церкви все больше и больше «возстают люди, которые говорят превратно» (Деян. 20: 30). Пуская в ход всевозможные приемы нечестной диалектики, пользуясь доводами туманной философии и пустого обольщения, «по стихиям мiра, а не по Христу» (от чего предостерегает Апостол в Колос. 2: 8), они прельщают многих своими вкрадчивыми словами, пытаясь убеждать всех, будто прежний аскетический строй нашей Церкви «устарел», «отстал от жизни», далеко, мол, ушедшей вперед, и что все прежние канонические правила и предписания Церкви о посте и воздержании в настоящее время подлежать отмене. Эта зараза, поражающая самое существо Св. Православия в его учении о подвиге, как необходимом средстве спасения,