«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Торжество девства и хула на девство

Нынешний радостный праздник Благовещения– это праздник торжества девства, ибо это праздник Той, Которая, дав обет девства, сподобилась стать Материю Самого Воплотившегося Бога; это – праздник Той, Которую ваша св. Церковь ублажает, как "Матерь Божию и Деву, рождшую и девствующую паки", как Трижды Дивную деву – Деву до рождества, Деву в рождестве и Деву по рождестве, именуя Ее поэтому Приснодевой.

После Верховного Подвигоположника девственной жизни – Божественного Девственника Господа нашего Иисуса Христа – Богочеловека, Пречистая Дева Мария, как подобострастный нам человек, по всей справедливости, должна почитаться Основоположницей девства. Так и учила всегда св. Церковь от самых первых времен христианства. "Некогда в раю существовало девство", говорит великий Златоуст, "и от змея растлело; посему в средние времена его не видно было; когда же пришел родившийся от Девы Иисус Христос, тогда оно снова явилось". "С того времени, как Дева учинилась Божиею Материю", говорит св. Григорий Богослов, "уже открытым образом стали провождать безбрачную жизнь".

Основанием для девственной жизни в Новом 3aвете являются слова Самого Господа Иисуса Христа: "Суть бо скопцы, иже от чрева матерня родишася тако: и суть скопцы, иже скопишася от человек: и суть скопцы, иже исказиша сами себе Царствия ради Небеснаго" (Mф. 19: 12). Здесь различаются три вида скопцов: одни, от самого рождения неспособные к брачной жизни, другие, насильственно оскопленные людьми; третьи – сами себя сделавшие скопцами, но не физическими скопцами, ибо это строго воспрещалось законом Божиим, а духовными. Под этими "скопцами", оскопившими себя Царствия ради Небесного, Церковь всегда понимала девственников, ради угождения Богу давших обет всегдашнего девства.

Узаконив таким образом для Своих последователей обет девства, Христос-Спаситель сейчас же добавил: "Не вси вмещают словесе сего, но имже дано есть: могий вместити да вместит" (Мф. 19: 11-12). То есть: не все обязываются быть девственниками, но те, которые "могут это вместить", которые чувствуют себя способными к этому. Этим самым девство, как высший подвиг, к которому не все способны, поставляется выше супружества. Хотя и честное супружество благословлено (см. Евр. 13: 4), но чистое девство выше супружества, как это всегда учила Церковь: "брак – серебро, а девство – золото" (4-ое огл. сл. св. Кирилла Иерусалимского). "Нет подвига более девства", говорите св. Феогност, и это потому, что, как учить св. Иоанн Лествичник, "выше природы ставший малым чим или если позволено сказать, ничем не умален есть от ангел". Справедливо поэтому многие из Свв. Отцев называют девство "совершенною святостию" (Св. Иоанн Лествичник), "печатью совершенства" (св. Антоний Вел.), "цветом в вертограде Церкви" (св. Киприан), "красою и прославлением благодати, образом Божиим, сообразным святыне Господа" (св. Киприан), "приятнейшим благоуханием Господу Иисусу Христу" (св. Амфилохий Икон.).

Из житий Святых мы знаем, что многие девственники и девственницы, ради сохранения девства, готовы были пожертвовать всем, даже жизнию своею.

Но почему так высоко ценится девство и ставится выше брака, если брачная жизнь установлена Самим Богом еще при сотворении первых людей, которые созданы мужем и женою?

Цель и высокое достоинство девства в том, что оно есть подвиг, в котором человек добровольно отказывается от дозволенного ему, ради того, чтобы всецело посвятить себя Богу, жить только ради Бога и в Боге. Об этом ясно говорит в 7-ой,главе своего 1-го послания к Коринфянам св. Апостол Павел: "А о чем вы писали мне, то хорошо человеку не касаться женщины"… "ибо желаю, чтобы все люди были, как и я (девственниками)"... "вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков"... "таковые (то есть вступившие в брак) будут иметь скорби по плоти, а мне вас жаль"... "я хочу, чтобы вы жили без забот. Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу, а женатый заботится о мiрском, как угодить жене. Есть разность между замужней и девицей: незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтоб быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мiрском, как угодить мужу. Говорю это для вашей же пользы, не с тем, чтобы наложить на вас узы, но чтобы вы благочинно и непрестанно служили Господу без развлечения. Посему выдающий замуж свою девицу, поступает хорошо, а не выдающий поступает лучше".

Можно ли сказать яснее и убедительнее о преимуществах девства, чем это сказано в вышеприведенных словах св. Ап. Павла?

Итак, цель обета девства– Богоугождение. "Угождение Богу и для сего освящение духа и тела есть цель подвизающихся в девстве", говорит Московский Митрополит Филарет: "по сему стремлению всею силою ума и любви ко Господу и по направлению всей деятельности к благоугождению Ему, девствующая душа и называется невестою небесного Жениха".

Такое учение о высоте и святости девства исповедывала вся христианская Церковь в течение первых 15-ти веков своего существования, вплоть до так называемой "эпохи Возрождения". "Эпоха Возрождения", бывшая по существу ничем иным, как возрождением язычества, принесла с собою новые веяния, в том числе и языческий культ плоти. Конечно, с культом плоти девство было несовместимо, а потому и началась якобы идейная борьба с девством. Девство было провозглашено противоестественным, противным природе, а потому и вредным. Начало этой мнимо-идейной борьбе с девством в недрах христианства, правда, уже отколовшегося от единения с истинной Церковью, положил знаменитый основатель протестантизма римско-католический монах и ученый богослов Др. Мартин Лютер.

Не будучи в силах бороться с одолевавшей его плотской похотью, он попрал данный им монашеский обет девства, женившись на монахине же. Как и всегда бывает в подобных случаях, этот шаг с целью оправдать свой противозаконный поступок был предварительно подготовлен "идеологически". Протестантизм объявил монашество упраздненным и начал яростную борьбу против девства. В крайнем увлечении своем этой борьбой, протестанты, а за ними и все столь многочисленные ныне сектанты, не остановились перед дерзкой хулой на Основоположницу девственной жизни – Пречистую Деву Марию. Они не пожелали исповедывать Ее Приснодевой, как исповедывала Ее на протяжении 15-ти веков вся христианская Церковь, и стали нечестиво учить – да простит нам Пречистая Дева это вынужденное повторение мерзкой хулы! – будто, после рождения от Нее Спасителя мiра, Она вступила со св. праведным Иосифом в брачное сожительство и имела от него других детей. Основание для такой хулы на Приснодеву протестанты и сектанты видят в упоминании в Евангелии о "братиях и сестрах Иисуса", а также в словах Евангелиста Матфея, заканчивающих повествование о Рождестве Христовом: "и не знаяше Ея, дондеже роди Сына Своего Первенца"... (1: 25).

Что касается "братьев и сестер Иисуса", то этот вопрос давно разрешен преданием, ведущим начало от первых веков христианства. К сожалению, протестанты отвергли Священное Предание, а с ним отвергли и истину. Эти "братья и сестры" не были родными братьями и сестрами Господа, а только считались таковыми в очах народа, как и св. прав. Иосиф считался "отцом Его", не будучи таковым в действительности (см., напр. Лук. 2: 48). Это были дети Иосифа-обручника от его первого брака. По другому преданию, они были детьми двоюродной сестры Пресвятой Девы Марии – Марии Клеоповой. Оба эти предания могут быть легко согласованы, если принять во внимание существовавший у евреев закон ужичества. Во всяком случае, известно, что у евреев назывались "братьями" вообще близкие родственники. Из весьма древнего предания известно, что св. Иаков, брат Господень, сопровождал св. Семейство во время его бегства и Египет, будучи уже взрослым, и, след., он был старше Господа Иисуса Христа, и не мог быть рожден после Него от св. Иосифа и Пресв. Девы Марии, как то утверждают протестанты.

Справедливо замечает Златоуст, что такой праведник, как Иосиф, не мог бы решиться познать Деву после того, как Она столь чудесно – от Духа Святого – сделалась Матерью Самого Сына Божия. И Сама Она несомненно дала обет всегдашнего девства. Иначе совершенно непонятен был бы и лишен смысла вопрос, который задала Она Архангелу Гавриилу в ответ на предречение его о рождении от Нее Сына Божия: "Како будет сие, идеже мужа не знаю?" (Лук. 1: 34).