«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

«У нас ни Патриархи, ни Соборы никогда не могли ввести что-нибудь новое, потому что хранитель благочестия у нас есть самое тело Церкви, то есть самый народ, который всегда желает сохранить веру свою неизменной и согласной с верою отцев его» (см. пар. 17). И мы знаем, как наш русский народ показал себя подлинным хранителем благочестия, в недавнее время, в отношении к так наз. «Живой Церкви» и «обновленчеству» своим решительным отказом признать благодатными и каноническими эти противные Св. Православию новообразования.

На столь же решительную точку зрения стало наше Епархиальное Собрание и в отношении к нашему печальному церковному расколу заграницей. «Не может быть у нас молитвенного общения с раскольниками, доколе они упорствуют в расколе» – постановило оно, в полном согласии с канонами Церкви, ссылки на которые приводили именно мiряне, участники Собрания. Такое отношение наших верующих мiрян к заграничному церковному расколу оправдывается свидетельствами Св. Отцев. «Ничто так не оскорбляет Бога», говорит, напр., св. Иоанн Златоуст, «как разделения в Церкви. Хотя бы мы совершили тысячу добрых дел, подвергнемся осуждению не меньше тех, которые терзали Тело Господа, если будем расторгать целость Церкви. Такого греха не может загладить даже кровь мученическая» (том XI, 102). Если мы обратимся к причинам раскола в нашей Русской Зарубежной Церкви, то увидим, что тяжесть этого греха усугубляется стремлением зачинщиков его ввести какое-то «нео-христианство», «нео-православие», взамен подлинного Апостольского и Святоотеческого Православия. Это уже не простой раскол, но отступление от Православия в духе, близком к протестантизму и даже к древним ересям, вроде гностицизма. Не случайна поэтому у отколовшихся от нас эта тесная дружба с протестантами и участие в так наз. «экуменическом движении». Это еще более углубляет раскол и осложняет наши взаимоотношения с раскольниками, затрудняя возстановление нашего церковного единства.

Сделанные на Епархиальном Собрании доклады ясно показали, в каком исключительно-тяжелом положении находится в нынешнее время наша Православная Церковь, обуреваемая и раздираемая, как внешними, так и внутренними врагами. А потому единственный путь для всех тех, кто еще не перестал считать целью своей жизни спасение души, это – сугубое духовное бодрствование и твердое стояние в чистой неповрежденной вере и преданности истинной Церкви, свято хранящей эту веру.

Более всего надо бояться всякой «самости», всякого своеумия и самочиния – противопоставления самого себя голосу Церкви, идущему к нам из глубины Апостольской и Святоотеческой древности. Для этого весьма полезно помнить замечательное изречение великого подвижника и наставника духовной жизни VI-го века Аввы Дорофея:

«Не знаю другого падения, кроме сего, когда человек последует самому себе. Видел ли ты падшаго, – знай, что он последовал самому себе. Нет ничего опаснее, нет ничего губительнее сего».

К пастырскому совещанию в Свято-Троицком монастыре.

«Вы есте соль земли: Вы есте свет мiра:»

(Матфея 5: 13-14).

Во второй раз уже собираются пастыри нашей Северо-Американской и Канадской Епархии на свое годичное «пастырское совещание». Прекрасная идея созыва таких совещаний принадлежит самим нашим пастырям, из числа наиболее ревностно относящихся к делу своего пастырского служения. Значение этих совещаний – не преимущественно церковно-юридическое, как Епархиальных Собраний, в которых тоже принимают участие пастыри, а исключительно моральное, духовно-нравственное. В этом отношении пастырские совещания служат чрезвычайно важным восполнением Епархиальных Собраний, тем более, что в них участвуют одни лишь пастыри, которые наедине друг с другом, в отсутствии мiрян, могут более свободно и откровенно высказываться, касаясь самых интимных сторон своего пастырского служения.

По общему желанно, пастырские совещания происходят в Свято-Троицком монастыре, в течение трех дней подряд, – со вторника до четверга, дабы не отрывать пастырей от их приходов в дни субботние и воскресные, – в строго-монастырской обстановке, насыщенной духовным содержанием: с ежедневными уставными Богослужениями, в которых принимают участие все собравшиеся, с общей постнической трапезой, за которой читаются жития святых, с говением и исповедью у избранных духовников, почему и определены для этого дни Апостольского поста, наиболее удобного для пастырей, и т. д.

В течение дня читаются доклады на предварительно намеченные темы, а затем происходит обсуждение этих докладов и взаимный обмен мнениями по затронутым темам. В свободные промежутки времени пастыри имеют возможность ближе познакомиться друг с другом и откровенно, дружески обо всем побеседовать.

Велико значение таких пастырских встреч, как велико значение самого пастырского служения и пастырского звания!