«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Не напрасно Св. Ап. Павел увещевает ставленника своего молодого Ефесского Епископа Тимофея: «Воспоминаю тебе ВОЗГРЕВАТИ дар Божий, живущий в тебе возложением руку моею» (2 Тим. 1:6). Этот великий благодатный дар необходимо постоянно возгревать, дабы он не погас, ибо погасши однажды, он уже не может быть снова возжен, как и соль, потерявшую свою силу, уже нельзя сделать снова соленой. Потому-то великий Златоуст в своих знаменитых «Словах о священстве» и говорит, что пастырю не следует «ожидать суждений от других, когда случится совершить грех, заслуживающий извержение, но ранее самому отречься от этой власти. Таким образом еще возможно будет получить помилование от Бога; удерживать же себя в этом достоинстве вопреки благопристойности – значит лишать себя всякого прощения и еще более воспламенять гнев Божий, прилагая к одному другое тягчайшее преступление» (Слово 3-е, стр. 423). И мы знаем из многих исторических повествований христианской древности, что пастыри, впавшие в тяжкий, заслуживающий извержение из сана грех, так и поступали. Сознавши, что они угасили в себе благодатный дар Божий, они сами добровольно оставляли свое служение, чтобы проводить всю остальную жизнь свою в подвигах покаяния.

Истинный пастырь должен быть «светом мiра».

Называя Своих учеников, а в лице их и всех пастырей, «светом мiра», Христос-Спаситель тем самым призывает их быть отражением Божественного Света в мiре, ибо в собственном смысле слова только Он один есть «Свет мiру» (Иоан. 9: 5), «Свет истинный иже просвещает всякаго человека грядущаго в мiр» (Иоан. 1: 9), а люди могут светить другим, лишь отражая в себе этот Божественный Свет.

Просветившись этим Божественным Светом, истинный пастырь, по мысли Господа, должен стать светильником для других людей, прогоняя тьму неведения, просвещая их умы верою и познанием вещей мiра духовного, согревая сердца их любовию к Богу. Все дела и поступки пастыря должны быть чисты, светлы и назидательны, так чтобы, смотря на них, пасомые сами зажигались бы Божественною ревностью, стремясь к искреннему нелицемерному Богоугождению.

Страшась, как бы не сделаться «солью обуявшею», пастырь должен более всего бояться, как бы не померк в нем этот Божественный Свет и как бы не стал он, вместо носителя Света Христова, сеятелем тьмы и диавольского мрака. А для этого, по наставлению Слова Божия, пастырь должен в первую очередь заботиться о чистоте своего сердца и своей личной жизни: он должен вести непрерывную «невидимую брань» с возникающими в душе греховными помыслами, усмирять и порабощать тело свое (1 Кор. 9: 27), распинать плоть свою со страстьми и похотьми (Гал. 5: 24), «духом ходить» и не исполнять вожделений плоти (Гал. 5: 16-17), как заповедует Апостол.

Высоким примером такого истинного пастыря, бывшего подлинно «солью земли» и «светом мiра», явился в наши дни великий всероссийский пастырь приснопамятный о. Иоанн Кронштадтский. Его духовный облик и должен постоянно предноситься нашему мысленному взору; его дивный дневник, отражающей в себе «благодатное озарение души, которого он удостоился от всепросвещаюшаго Духа Божия в минуты глубокаго к себе внимания и самоиспытания, особенно во время молитвы», должен быть настольным руководством для каждого пастыря.

Признавая великого Кронштадтского пастыря, как несомненного угодника Божия, непререкаемым авторитетом для себя в нынешнее время, мы должны, подобно ему, здраво и трезво смотреть на окружающею нас жизнь, не закрывая глаз на современную грозную действительность; должны распознавать знамения времен, по заповеди Спасителя (Матф. 16: 34; 24: 32-33), а не предаваться легкомысленной безпечности и «прекраснодушной» мечтательности, способной Антихриста принять за Христа.

Ведь во времена о. Иоанна Кронштадтского еще не было на месте Православной России богоборческого государства, основанного на злобе и насилии и не без успеха пытающегося завладеть всем мiром, а между тем вот что говорил он еще тогда в своих вдохновенных проповедях:

«Ныне страшное время безверия и ОТСТУПЛЕНИЯ от Бога, время потрясающих душу беззаконий всякого рода; многие люди обратились нравственно в диких зверей или злых гениев или духов. Нет для них ничего святого»... («Новыя слова, произнесенныя в 1906-7 г. г.» стр. 78).

Что сказал бы наш богоозаренный праведник теперь, если бы судил ему Бог пережить с нами все кровавые ужасы, происшедшие на нашей Родине с 1917 г. и последнюю, неслыханную в истории человечества по своей жестокости и разрушительности, мiровую бойню?

Какие же выводы делал тогда о. Иоанн из наблюдений над окружающей жизнью?

А вот какие! – «Повидимому, скоро наступит день Втораго пришествия Христова, – ибо наступило предсказанное в Писании ОТСТУПЛЕНИЕ от веры» (там же, стр. 32-33).

«Ум цепенеет и сердце содрогается при виде особенно нынешняго огульного неверия, коим заражена современная интеллигенция»... (стр. 65).

«Чего ожидать впереди?... Снова ли приходить на землю Христу? Снова ли распинаться и умирать за нас? Нет; – полно глумиться над Богом; полно попирать Его святые законы. Он Скоро придет, но придет судить мiр и воздать каждому по делам. Может быть, скоро услышим мы грозную весть «Се Жених грядет в полунощи»... (стр. 38-39).