«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Но где же «на земли мир» и «в человецех благоволение»? – спрашивают, однако, многие, наблюдая окружающую жизнь, а иные дерзают даже богохульствовать, утверждая, что христианство якобы «не удалось» и не дало людям того, что должно было дать.

Отринем далеко эту гнусную хулу, распространяемую и утверждаемую среди людей явными и скрытыми врагами Христовой веры.

Мир, пришедший на землю в день Рождества Христова, это – Сам Христос. «Он есть мир наш», как говорит Апостол, пришедший «вражду убить» (Ефес. 2, 14-18). Христос пришел на землю для того, чтобы примирить падшего человека с Богом, побудить его оставить свою безумную вражду против Бога и предать свою буйную и непокорную волю воле Божией, что одно только и дает душе человека подлинный мир.

Это – мир особенный. Его нельзя смешивать с внешним спокойствием, внешним земным благополучием человека. Это – мир внутренний: мир совести, примиренной с Богом, с людьми и с самим собою. Только тот человек, который принимает в свою душу Христа, невозбранно наслаждается этим внутренним миром, что бы ни происходило вокруг него, как бы ни нарушался мир внешний.

«Мир оставляю вам, мир Мой даю вам: не якоже мiр дает, Аз даю вам» – так говорил Господь Своим ученикам на Тайной Вечери, подчеркивая эту разницу между «Его миром» – миром внутренним – и «мiрским, человеческим миром» – миром внешним. Предрекая далее ученикам Своим гонения и скорби, ожидающие их от враждебного Его учению человечества, Он тут же утешает их, говоря: «Сия глаголах вам, да во Мне мир имате: в мiре скорбни будете, но дерзайте, яко Аз победих мiр» (Иоан. 14, 27 и 16, 33). И мы знаем, с каким невозмутимым внутренним миром претерпевали св. Апостолы, а затем и все христианские мученики первых веков, страшные гонения и самые лютые муки за имя Христово, не только не боясь, а наоборот – даже радуясь, что могут умереть за Христа.

Это – мир не естественный, а сверхъестественный благодатный, непонятный и необъяснимый для обыкновенного грешного человека, работающего страстям и потому не принимающего в свое сердце Христа. Это – «мир Божий, превосходяй всяк ум» (Филип. 4, 7), то есть мир, который превыше всякого ума, превосходящий всяческое человеческое разумение и постижение, мир тихой и безмятежной совести, наполняющий души носителей его несказанным, ни с чем земным не сравнимым блаженством. Это и есть то Царствие Божие, которое, по словам Христа-Спасителя, «не придет приметным образом», ибо оно – «внутрь нас есть» (Лук. 17, 20 – 21). Это о нем и заповедано нам молиться в словах молитвы Господней: «да приидет Царствие Твое»!

И этим благодатным миром всегда наслаждались, со времени пришествия Христова, и будут наслаждаться все истинные последователи Христовы, искренно стремящееся жить по Евангелию и исполнять заповеди Его. Единственный верный залог получения этого мира – совершенная чистота совести. А этого достигнуть немыслимо без благодатного общения со Христом через Его Церковь, основанную Им, как благодатную сокровищницу и оплот мира на земле. Поэтому всем нам необходимо твердо знать и помнить, что столь вожделенный для всех мир, о котором пели ангелы в момент Рождества Христова, может быть неотъемлемой собственностью только того, кто душою и сердцем принадлежит к Истинной Церкви Христовой, почерпая из нее благодатные силы, «яже к животу и благочестию». Лишь в той степени, в какой истинная вера Христова проникает в души людей, мир Христов становится достоянием и внешней человеческой жизни.

Напрасны, однако, все надежды на установление постоянного и прочного внешнего мира в нынешней нашей земной жизни: Церковь решительно отвергла, как ложное, учение хилиазма о тысячелетнем Царстве Христовом на земле. «Гуманистическая» вера в «прогресс человечества» здесь на земле, в этой земной жизни, – противна христианству. Нынешняя земля, по учению Слова Божия, как и нынешние небеса «сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков» (2 Петр. 3, 7). Истинные христиане ожидают нового неба и новой земли, «в нихже правда живет» (2 Петр. 3, 13). Там и только там будет уже вечный и незыблемый мир. А здесь можно говорить лишь о мире внутреннем тех людей, которые душою и сердцем лежат к истинной Церкви и искренно стремятся в жизни своей исполнять заветы истинной Христовой веры.

Те же люди, которые, хотя и любят говорить о мире, но от истинной Церкви Христовой отделяются и даже от Христа отрекаются, не имеют, да и никогда не смогут иметь этого сладостного блаженного мира. В душах их господствуют страсти, которые выводят человека из состояния душевного равновесия, нарушают его внутренний мир и неизбежно порождают вражду и злобу, делающую жизнь человека еще здесь на земле настоящим адом.

Вот почему странно слышать в нынешнее время столько речей о мире без Христа, без упоминания о необходимости веровать в Него, любить Его и следовать Божественному учению Его, всем сердцем принадлежа к Истинной Церкви Его. Суетны, тщетны, лживы и лицемерны все такие речи, ибо единственный мир наш, «вражду убивший», это – Сам Христос, и без Христа нет и не может быть подлинного мира.

Мало того. Чрезвычайно зловредны и опасны эти лукавые речи о мире вне истинной веры и Церкви Христовой. Ибо по учению Слова Божия и великих наставников христианской жизни – Отцев Церкви не всякий мир есть мир Божий, и не всяким миром поэтому надобно дорожить. «Ибо есть прекрасное разногласие, и самое пагубное единомыслие. Но должно любить только добрый мир, имеющий добрую цель и соединяющий с Богом. Когда же идет дело о явном нечестии, тогда должно скорее идти на огонь и меч, не смотреть на требования времени и властителей (дерзну сказать: не только мiрских, но и духовных) и вообще на все, нежели приобщаться лукаваго кваса и прилагаться к зараженным. Всего страшнее – бояться чего-либо более, нежели Бога, и по сей боязни служителю истины стать предателем учения веры и истины!»

Поистине золотые слова великого Отца Церкви св. Григория Богослова! И как современны они стали опять в нынешнее время!

Но да не покажутся они кому-либо противными Слову Божию, проповедующему мир и любовь.

Сам Христос-Спаситель произнес слова, кажущиеся непонятными для тех, кто не хотят глубоко вникать в смысл Евангельского учения: слова, обличающие тех, кто лукаво и лицемерно стремятся себя представить и выказать более любвеобильными, чем Сам Божественный Учитель любви: «не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч и разделение» (Матф. 10, 34 и Лук. 12, 51).