«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Но если выше человека нет ничего, и если всё должно быть направлено к угождению ему, то нисколько не удивительно, что законом жизни современного человека, воспитанного в духе гуманистической «культуры», сделались те основные греховные страсти, которые разсматриваются христианином, как главные враги человеческого спасения и требуют решительного искоренения:

гордость и сластолюбие.

Духовная атмосфера, в которой господствуют эти страсти, и есть тот самый «мiр», против любви к которому предостерегает христиан возлюбленный ученик Христов св. Иоанн Богослов, говорящий, что все «еже в мiре, похоть плотская, и похоть очима, и гордость житейская» (1 Иоан. 2, 15-16) и что этот «мiр весь во зле лежит» (1 Иоан. 5, 19). На основании этих слов св. Апостола, Святые Отцы-подвижники в своих писаниях, посвященных духовной жизни христианина, указывают три первоисточника греховных страстей, от которых происходит все нравственное зло и с которыми надлежит бороться: сластолюбие («похоть плоти»), сребролюбие («похоть очей») и славолюбие («гордость житейская»).

Между тем, достаточно самого беглого наблюдения за современной жизнью, чтобы видеть, как в ней старательно культивируются именно эти три главнейшие страсти и как современному человеку «откуда-то свыше» настойчиво внушается, что именно в удовлетворении этих страстей заключается высшее благо человека и что он «имеет право» на удовлетворение этих страстей и «должен бороться за это право».

Вот почему наш великий наставник христианского благочестия святитель Феофан, Вышенский Затворник, еще почти сто лет тому назад (в слове своем в 1858 г.) со скорбью говорил: «Какой дух господствует ныне? Предлагаем сей вопрос не из любопытства и не по страсти все осуждать, а потому, что каков дух времени, таковы большею частью бываем и мы, и, следовательно, или спасаемся или гибнем по влиянию его... Смотря на то, что делается вокруг нас, можем решительно ответить: ныне начинает господственно водворяться среди нас дух мiра, тот дух, который побежден Господом нашим Иисусом Христом и должен быть побеждаем силою Его и чрез нас. Воды потопного нечестия устремляются на нас и готовы поглотить всех нас.» («Слова на Господские, Богородичные и торжеств. дни» стр. 261-262).

Нетрудно видеть, как далеко с тех пор ушел вперед этот тлетворный дух, вызвавший у нас на Родине такую страшную, безпримерную в истории, кровавую катастрофу и торжество богоборческой власти!

Нетрудно также видеть и то, насколько этот подлинно диавольский дух, умеющий иногда ловко и искусно скрывать свое лицо, несовместим с христианством и, следовательно, с действительным благом человечества.

А потому всякий, кто желает спасения, и лично себе и всему человечеству, от полной нравственной погибели – страшной мiровой катастрофы здесь на земле и вечных адских мук там, в жизни будущей – должен усвоить себе ту необходимейшую основную истину христианства, с проповеди которой начал Свое общественное служение человечеству Воплотившийся Сын Божий:

«Покайтеся, ибо приблизилось Царство Небесное!» (Матф. 4, 17)

Покайтеся, то есть: сознайте себя грешниками, сознайте себя преступниками закона Божия, раскайтесь в своем безумном противлении Богу и учрежденной им на земле для вашего спасения Церкви, и переменитесь, станьте другими, чем вы были до сих пор, измените коренным образом к лучшему, в согласии с законом Божиим и установлениями Церкви, ваши мысли, чувства, желания!..

«Покаяние есть возобновление крещения», говорит великий учитель христианской подвижнической жизни Преп. Иоанн Лествичник: «покаяние есть обещание Богу новаго жития. Покаяние есть примирение с Господом посредством добрых дел, противоположных прежним грехам». (Слово 5-е).

Все это для желающего быть христианином совершенно необходимо, ибо сущность христианства в том, чтобы стать новою тварью (2 Коринф. 5, 17), а для этого, до образному выражению Апостола, нужно «совлечься ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, с делами его» - и «облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (См. Ефес. 4, 22-24 и Колос. 3, 9-10).

Но это-то как раз и есть самое неприятное для человека, любящего грех, не желающего отстать от греха, не желающего развязаться со своими любимыми грехами, как бы вошедшими в плоть и кровь и сделавшимися словно второй природой его. В этой привязанности ко греху укрепляет современного человека внушенное ему, как самое разумное, самое правильное будто бы отвечающее естеству, человеческой природе, гуманистическое мiровоззрение. И вот, современный человек, в основной массе, идет теперь, в наше время, двумя путями: он или совсем отвергает христианство, как «мешающее» ему «жить», или извращает его, пытаясь как-то примирить его со своими греховными страстями и заволакивая при этом простую и ясную истину христианства туманом сложной и запутанной философии, всевозможными замысловатыми хитросплетениями своего «лжеименнаго разума», против чего так предостерегает в своем послании св. Апостол Павел своего любимого ученика Тимофея (1 Тим. 6, 20), наставляя его, а в лице его, конечно, и всех христиан, хранить чистым и неповрежденным Апостольское Предание, или учение св. Церкви.

А сказано просто и ясно: «... яко ктому не работати нам греху» (Римл. 6, 6). то есть: «...дабы нам не быть уже рабами греху». В этом и только в этом – смысл и задача христианства!