Articles and Sermons (12.06.2012 to 25.10.2012)

При этом все новинки эпохи могут нам служить. Не нужно обязательно ходить пешком или ехать на осликах. Можно летать, плыть и двигаться на колесницах и плавсредствах самых новых модификаций, лишь бы это не было выражением гордыни, а облегчением служения. И СМИ могут помочь нам, и он-лайн переводчики, и цифровые носители. Глобальная эпоха дает нам в руки соответствующие самой эпохе средства, облегчающие труды. Во времена апостолов такими знаками глобализации были почтовые и торговые связи, пронизывающие Римскую империю, мощеные дороги во все концы ее, и т.п. Апостолы творчески использовали все наличные возможности для проповеди, и нам стоит поступать так же.

И снова повторюсь, что не одно и то же - благовествовать десятку тысяч или миллиону. Стоит внимательно проанализировать схожие и отличные черты проповеди апостольской и нашей (гипотетической). Например:

- В древности невозможно было найти народ (объект миссии) без культурных корней, памяти о предках, своего религиозного культа и прочей цветущей сложности. И эти ментальные установки находились в центре, а не на периферии сознания. Сегодня такими народами являются уже не все. Распространение идей либерализма и ценностей общества потребления, подобно катку раскатывают рельефную и выпуклую действительность в нечто плоское и однообразное. Люди без корней, без культурной памяти, без четкого унаследованного этоса - не фантазия, но умножающаяся к размерах реальность. К ним-то нам и идти. Нам не нужно будет сокрушать ложных богов, которые в каждой деревне свои. Придется общаться с неким усредненным типом человека, с «человеком вообще», часто - с «человеком без метафизики». Подобного опыта ни у кого в истории не было.

- Проповедь апостолов была «просто проповедью». Никакая христианская государственность, устоявшаяся традиция, никакие международные документы и общественные организации за их спиной и не стояли, и не угадывались. Сегодняшнее христианство редко проповедует только Христа, одного Христа, и ничего кроме Единородного. Христианские проповедники volens-nolens повсюду проповедуют Христа и еще «что-то». Они несут с собой свою историософию, свою цивилизацию вместе с плюсами и минусами ее, несут свой культурный тип, который им кажется единственно правильным и т.д. Это очень осложняет и запутывает дело, поскольку угрожает превращением миссии в колонизацию. У нас может напрочь отсутствовать смиренное уважение к возможной пастве, и в крови у нас может жить не столько жар благовестника, сколько ген культурного превосходства.

Ошибка - насаждать в новых местах готовые и сложившиеся ранее где-то культурные формы. Следует благовествовать, крестить и совершать Евхаристию. А новые культурные формы родятся сами, исходя из множества местных факторов, переживших действие благодати.

Можно остановиться и передохнуть. У меня нет желания писать фантастический роман и расписывать в деталях процесс, который еще не начинался. Но остается необходимость понять, что от активности в деле проповеди зависит и наша собственная судьба в вечности, и будущее мира, в котором нам жить еще.

По отношению к Евангелию все люди равны. Если родной народ не ощущает вкуса Евангельской истины и священный голод ему не известен, то есть другие народы с другими характеристиками нравственного здоровья. Значит, проповедовать придется им. Так поступал апостол Павел, который, сколь ни любил сродный ему народ Израиля, все же отряхнул во время оно прах от ног и сказал: «Иду к язычникам».

Сколь ни мила и нам наша Родина, проповедь Евангелия и служение Христу должны быть на ступеньку выше в шкале ценностей. Да и на народы, имеющие слово «христианский», как приставку к собственному имени, должны считать себя должниками тех, кто до сих пор внятной и бескорыстной проповеди о Победителе смерти не услышал.

1408 Благословляется читать книги

Патриарх Грузинский недавно порадовал даже тех, кто грузином не имеет чести быть. Он и раньше радовал свою паству обещанием быть крестным у многих новорожденных малышей. А теперь он обратился к своему народу с предложением-просьбой читать в течение недели определенную книгу, с тем, чтобы в конце недели обсуждать прочитанное и общаться с паствой на заданную тему.

Восторг и зависть - вот имена тех чувств, которые мною овладели при знакомстве с этой новостью. Видит Бог, я не завидую другим народам, когда те строят самые дерзкие мосты и самые высокие небоскребы. Но в этом случае я завидую грузинам. Завидую той завистью, которой не стыжусь, и которую не понесу на исповедь. Только есть вопрос: а мы когда дорастем до таких событий?

И Россия, и Украина настолько территориально и количественно велики, что одному человеку -пусть даже облеченному высшей церковной властью - вряд ли возможно давать такие «домашние задания» многомиллионной пастве. Эта работа более соответствует домашней атмосфере небольшого народа, который сплочен уже потому, что малочислен. И если в таком народе есть духовный вождь, которого любят, то ему удобно по-свойски, без пафоса, как дедушка - внукам, дать добрый совет или высказать некое пожелание, как тут же большая часть народа бросится эту пожелание исполнять. (Все никогда не бросятся, как бы ни был хорош и сплочен народ, что надо знать заранее) У больших же народов большие проблемы. У них то, что сказал Патриарх Грузинский, должен говорить каждый епархиальный епископ, поскольку и паства отдельных наших епархий по количеству сопоставима с паствой Патриарха Илии.

Что же практически для этого нужно? Не очень много духовных вещей, если они уже есть, и очень много, если их нет. Поскольку приобретаются эти вещи очень не просто. Первое - Владыка должен иметь авторитет у паствы. То есть, если он скажет: «Дорогие жители города N и N-ской области, возьмите с полки «Мертвые души» Гоголя, и в следующую пятницу я поговорю с вами на тему первой главы», то нужно, чтобы его слова услышали все и исполнили с радостью, те, кто услышал. Иначе это будет местная акция, подобная стрельбе из пушки по воробьям. Многие, предчувствуя фиаско, за нее и браться не будут.