Articles and Sermons (12.06.2012 to 25.10.2012)

Фото: Огуз Калфа, photosight.ru

Петр - рыбак. В его имя можно называть все рыбацкие баркасы и все рыболовецкие флотилии; строки его посланий можно твердить в уме всем, кто смотрит на поплавок или тянет сети (не браконьерские).

Какова психология рыбака? Не того, кто отдыхает «у тихой речки», а того, который зависит от улова и работает ежедневно? Он уже давно не романтик. Если он и восхищается красотами заката и мягким хлюпаньем штиля по борту, то - изредка. Он работает, и в сознании его прочное место занимают такие понятия, как «улов», «вырученные деньги», «домашние нужды», «починка сетей» и прочее. Поэтому некоторая деловитость, упрямая серьезность, столь чуждая любителям вечных романтических порывов, по необходимости присутствует в том, кому со временем сказано: «Отселе будешь человеков ловить»

Кроме того он несколько схож с земледельцем. Тот бросает семя в землю, «и спит, и встает ночью и днем; и как семя всходит и растет, не знает он» (Мк. 4:27). То есть он свою работу сделал, а теперь дело продолжается в темноте, глубине и тайне. Ему самому предстоит ждать. Так же и рыбак бросает - сеть ли, удицу ли - в неизвестную глубину, где от него самого уже мало что зависит. Как земледельцу не виден рост зерна под землей, так и рыбаку не видны движения морских обитателей. Он долго ждет и затем быстро действует, когда видит, что улов есть.

Это очень важные вещи. Их можно назвать так: 1) не все зависит от тебя и многое от твоих глаз скрыто, и 2) когда пришла пора (доспел колос, дернулся поплавок) - действуй без промедления.

Вот два руководящих принципа, которые пастырю Апостольской Церкви стоит «зарубить себе на носу». Всякий раз, подходя к зеркалу причесаться, увидишь «зарубку», вспомнишь правила, и постараешься действовать на их основе.

Апостол Павел. Фрагмент картины Эль Греко

А что Павел? Он имеет в руках ремесло «делателяпалаток» (Деян. 18:3). Не имея на попечении семьи, то есть не обремененный заботами о кормлении еще кого-то, он кормит сам себя, что может даже представить в пример или в оправдание (См. 1 Кор. 4: 12)

Это не Павлова отдельная и частная добродетель. Это - закон тогдашней жизни для всех посвятивших себя изучению и строгому исполнению Закона. Лучшие учителя Израиля говорили: «Не делай из слов Торы для себя ни лопаты, ни золотого венца». То есть, уча и преподавая Закон, не превращай Слово ни в способ заработка, ни в причину гордиться».

В лучшие времена эти слова не только произносились, но и исполнялись, отчего и было возможно появление Павла. Он мог бы плести корзины или шить обувь, а не обязательно - палатки. Но и при этом он пел бы псалмы и занимал ум размышлением о прочитанном. Работу бы на базар сам не носил, а отдавал продавцам. Такому образу жизни учил бы и тех, кто изъявил бы желание у него учиться.

Довольствоваться малым, не есть хлеб даром, всюду уметь обеспечить себя пропитанием - что может быть лучше? И не это ли называется свободой, или одной из ее разновидностей? Итак, Павел, конечно, уникален. Второго такого нет. Но он сам говорит: «Подражайте мне, как я - Христу!» если в путешествиях до третьего неба - в теле или кроме тела - мы подражать ему не сможем, то не начать ли подражание с обычного трудолюбия?

Апостолы учат догматам, учат спасительной вере. Но они учат не только тому, что говорят, но и тем, как живут. Образ жизни апостолов - тоже предмет назидания. Донести до смерти ярко горящий факел проповеди, и в самой смерти показать верность и бесстрашие невозможно, если жизнь вся прожита неправильно. А жизнь, она из мелочей состоит, из каждодневных маленьких и больших усилий, из каждодневных выигрышей и проигрышей, никому, кроме Бога, не ведомых.

Нам нужно не готовиться к жизни, а жить уже, жить каждый день и жить стараться правильно. Из мелких колечек нужно сплетать кольчугу, из слабых поодиночке нитей, нужно сплетать крепкие сети. Трудиться нужно, одним словом, или как смиренный рыбак, или как неутомимый книжник. Короче -как Петр и Павел.

1359 ПЕРВОВЕРХОВНЫЕ. ТРИ УРОКА ОТ ДВУХ АПОСТОЛОВ