Articles and Sermons (12.06.2012 to 25.10.2012)

Но горе в квадрате, если нечестивы оба. Тогда народ обречен, и в обречении своем похож на виноградник после уборки: «ни одной ягоды для еды, ни спелого плода, которого желает душа моя». Это слова пророка Михея, вздыхавшего: «Не стало милосердных на земле, нет правдивых между людьми. Лучший из них - как терн, и справедливый - хуже колючей изгороди» (Мих. 7:1,4).

Нас по-прежнему жарче всего интересуют вопросы имущественного неравенства. Бедные раздраженно вопят, богатые хитро отмалчиваются, а на повестке дня - вопрос о справедливом распределении средств и прибылей. Но если богатые и бедные равно нечестивы, то справедливость, во-первых, невозможна, а во-вторых, не нужна.

Она невозможна, поскольку люди, любящие только свою выгоду и грех, не способны думать ни о ком, кроме себя. А не нужна, поскольку справедливое царство хищных животных вряд ли является идеальным устроением человеческого общежития.

Давайте подумаем об этом, братья и сестры. А потом походим по улицам Иерусалима (Москвы, Челябинска, Питера, Кельна.), посмотрим, разведаем и поищем. Может, найдем человека? Может, Господь пощадит?

1381 Молиться Богу и будить людей

Жизнь коротка, и опыт человека ограничен. Долг совести велит записывать виденное и слышанное, если оно способно со временем принести кому-то пользу. Вот вам рассказ-притча от одного из ныне здравствующих почтенных архиереев, достойного именоваться отцом многих.

«Один батюшка хотел сменить приход. Люди были к храму нерадивы, и жить было нечем. “Не мрут, не родятся”, - говорил огорченный священник, имея в виду отсутствие треб. И сколь циничной ни покажется эта фраза иному читателю, цинизма в ней не больше, чем в медицинском или юридическом отчете. С просьбой о переводе священник и приехал к своему преосвященному. А тот неожиданно дал совет.

- Сколько, - говорит, - у тебя улиц в селе?

Священник отвечает:

- Три.

- Поступай так. Часов в 12 ночи становись на молитву и вставай с нее не раньше, чем через два -два с половиной часа. Читай Псалтирь, Евангелие, акафисты - что хочешь. Можешь и поклоны класть. Но изволь два с лишним часа помолиться. Потом выходи на улицу, вооружившись очень длинной палкой, как удочка. Село к этому времени уснет, и все огни погаснут. Стучи палкой в ближайшее окно и беги, чтоб тебя не видели. Собаки залают, окно зажжется, люди выйдут на крыльцо, а ты уже должен быть далеко. Потом стучи в другие окна и сразу убегай. Делай так, пока за несколько ночей все село не обойдешь.

Священник принял совет и, хотя недоуменно пожал плечами, обещал слово исполнить. Он молился и обходил село, стуча по ночам палкой в темные окна. Потом приехал к владыке на отчет. Епископ велел еще раз село обойти, предварительно крепко помолившись. Священник и в этот раз покорился абсурдному благословению. Вскоре о нем призабыли. А через месяцев семь-восемь он появился в епархии снова.

- Не переводите, - говорит, - владыко, меня никуда.