Свт. Иннокентий Херсонский-Слова и беседы на Богородичные праздники-Оглавление-Слово на Рождество Пресвятой Богородицы1-Слово

Свт. Иннокентий Херсонский

Слова и беседы на Богородичные праздники

Оглавление

Слово на Рождество Пресвятой Богородицы 1

Слово на день Введения во храм Пресвятой Богородицы 2

Слово на день Введения во храм Пресвятой Богородицы 4

Слово в день Благовещения Пресвятой Богородицы 7

Слово в день Благовещения и неделю Крестопоклонную 8

Слово на день Благовещения Пресвятой Богородицы 10

Слово на день Благовещения Пресвятой Богородицы 11

Слово на день Благовещения Пресвятой Богородицы 12

Слово на день Благовещения Пресвятой Богородицы 14

Слово на день предпразднства Успения Божией Матери 15

Слово в день Успения Пресвятой Богородицы 17

Слово в день Успения Пресвятой Богородицы 18

Слово на день Успения Пресвятой Богородицы 19

Слово на день Успения Пресвятой Богородицы 23

Слово в день отдания праздника Успения Пресвятой Богородицы 24

Беседа в день Покрова Пресвятой Богородицы 25

Слово в день Покрова Пресвятой Богородицы 28

Слово в день Покрова Пресвятой Богородицы 29

Слово на день Казанской иконы Пресвятой Богородицы 32

Слово на день Казанской иконы Пресвятой Богородицы 34

Слово на день Казанской иконы Пресвятой Богородицы 35

Слово на день явления Ахтырской иконы Божией Матери 35

Слово на Рождество Пресвятой Богородицы

"Сей день... Господень... радуйтеся, людие!" (Стихира 2 на литургии)

Так взывает ныне Святая Церковь, как бы опасаясь, чтобы кто-либо из нас, по невниманию или другим причинам, не остался без участия в радости настоящего дня. Что же находит она в дне сем особенно радостного?.. То, что он есть день Господень! Подлинно, братие, Сам Господь сотворил день сей, да возрадуемся и возвеселимся в онъ (Пс. 117; 24). Без Его всемогущей силы Иоаким и Анна не произрастили бы плода, от коего питается теперь вся вселенная. Если мы не можем сказать, чтобы Спаситель мира не явился в мире, когда бы не было Марии, то можем и должны исповедать, что Он явился в мире не прежде, как произошла на свет Мария, и явился от Марии. Посему одно рождество Бога Сына превосходит важностью рождество Богоматери. Человечество, пройдя долгий ряд очищения и освящения в сонме патриархов и всех святых Ветхого Завета, явилось наконец в Марии на той степени чистоты и совершенства, на коей оно могло соделаться вместилищем Бога Слова. Таким образом рождением Марии разрешилось неплодство не Иоакима токмо и Анны, а всего рода человеческого; а посему оно есть торжество поистине всемирное: "Сей день... Господень... радуйтеся, людие!" Радуйтеся явлению Той, Коея Сын действительно "сотрет главу змия" (Быт. 3; 15), Которая будет иметь столько веры и любви, что не усомнится сказать Архангелу: се, Раба Господня, буди Мне по глаголу твоему (Лк. 1; 38), Которая Своею плотью и кровью будет питать ту Плоть и Кровь, без вкушения коих нет для нас живота вечного, Которая в состоянии будет стоять на Голгофе и слышать со креста: ...Жено, се сын Твой (Ин. 19; 26), Которая, соделавшись честнейшею Херувим, не престанет простирать над родом человеческим Своего благодатного покрова: "радуйтеся, людие!"

Поистине, братие, много ныне для нас причин к радости, но все они останутся без прочного действия над нами, если не присоединится еще одна причина радования духовного. Это - участие в тех благах, кои проистекали для рода человеческого от рождения Богоматери, яснее сказать, участие в заслугах Сына Ее, нашего Спасителя и Господа, то есть в освящении благодатью Его, в наслаждении миром, правдою и радостью о Дусе Святе, Им для нас приобретенном. Кто познал истинно своего Спасителя, предал Ему себя навсегда и соединился с Ним в духе, принял от Него свет для ума, покой для сердца, нашел в Нем жизнь вечную, тот не может не благоговеть при одном имени Матери Его, тот и без чуждых напоминаний, играет ныне духом, торжествует и воспевает, "радуяся, тоя чудеса", ибо знает, что где Сын, там и Матерь, и где Матерь, там и Сын. А кто христианин по одному имени, дышит духом мира, а не Христовым, работает плоти и страстям, не знает на опыте, что значит быть спасенным от грехов, и как дорог для человека Искупитель, и как много, по тому самому, мы обязаны тем людям, кои удостоились послужить ближайшим образом тайне воплощения, и в числе коих первая есть Матерь Иисусова, тому сколько ни говори о важности настоящего дня, он останется хладен и не может ощутить истинной радости, ибо в его сердце нет никакого союза со Спасителем и Его Матерью. Для такового все равно, если бы не было Самого Спасителя.